Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Рекордный рост курса доллара уже сказался на всем мире, пишет автор "Хуаньцю шибао". Под его давлением сдают позиции евро, фунт и иена. Но сильный доллар – результат не эффективной экономики, а агрессивной политики "одной валюты".
В последнее время доллар продолжал укрепляться, его "номинальный эффективный обменный курс", который, как считается, отражает общую силу денежной единицы, недавно достиг рекордно высокого уровня. Беспрецедентное могущество доллара привело к ослаблению других валют, таких как евро, фунт и иена. Обменный курс евро приблизился к 20-летнему минимуму и практически сравнялся с американской условной единицей. Фунт установил самые низкие значения за последние 37 лет, а японская валюта, преодолев психологический барьер, подешевела до 140 иен за доллар и обновила показатели за 24 года.
"Дерзкий" рост американской единицы уже ударил по Азии, Европе и другим регионам благодаря чрезвычайно чувствительному рыночному трансмиссионному механизму. Япония, Южная Корея и другие страны начинают "Вторую валютную войну". Первая разразилась после азиатского финансового кризиса 1998 года.
Хотя валютные резервы Японии, третьей по величине экономике мира, составляют почти 1,2 триллиона долларов, этот единственный фактор не поможет ей стабилизировать рыночные ожидания, если внешний рынок продолжит колебаться, а обменный курс иены по отношению к доллару обрушится. При этом совместное вмешательство Японии и Соединенных Штатов в функционирование рынка в таких чрезвычайно сложных условиях будет крайней мерой.
По сравнению с Японией у Южной Кореи меньше пространства для маневров: во-первых, у них огромный разрыв в совокупной экономической мощи, во-вторых, сама система, построенная Сеулом, сильно зависит от экспорта, она менее гибкая. По этой причине Центральный банк Кореи может возлагать куда меньше надежд на стабильность финансового рынка, нежели Токио, он не располагает средствами для остановки падения курса воны.
Что касается еврозоны, евро сдает позиции под давлением сильного доллара в определенной степени из-за пессимистичных ожиданий инвесторов относительно тенденций развития экономики ЕС в условиях продолжающегося украинского конфликта. Перед Великобританией, покинувшей Европейский союз, вырисовываются самые мрачные перспективы. Темпы роста инфляции в стране достигли самого высокого уровня за последние 40 лет, вдобавок фунт стерлингов на валютном рынке сталкивается со все большими трудностями.
Следует отметить, что так называемый "самый сильный доллар в истории" появился вовсе не благодаря мощному фундаменту реальной экономики США, а в результате агрессивной кредитно-денежной политики "одной валюты", осуществляемой Федеральной резервной системой в ответ на тяжелую инфляцию.
На самом деле экономика Америки покрыта "тысячей язв" — у страны гигантский госдолг и серьезные внутренние проблемы, она сталкивается с внешней и внутренней нестабильностью. С технической точки зрения, после международного финансового кризиса 2008 года Соединенные Штаты в определенной мере стабилизировали свою экономическую базу и подлечили финансовые раны, положившись на инновации технологических компаний. Тем не менее в последние 14 лет темпы роста страны были медленнее, чем у других крупных экономик, и она так и не смогла опередить их. В то же время Вашингтон сталкивался со все более жесткой конкуренцией в различных областях, от передовых технологий до высокопроизводительных сегментов цепочки создания ценности. По этой причине США прибегли к политике экономической защиты под девизом "Америка прежде всего" и в одностороннем порядке подвергли внешний мир сильнейшему давлению.
Но в целом у США остается все меньше карт на руках, а их односторонний курс теряет эффективность. Администрация Джо Байдена пыталась нивелировать существующий дисбаланс. Однако, если перечислить американские "козыри", обеспечивающие стратегическое преимущество страны, то остаются лишь вооруженные силы, финансовая мощь и поддержка группы высокотехнологичных компаний. Именно поэтому с начала пандемии коронавируса денежно-кредитная политика ФРС легла в основу экономической стратегии Вашингтона. Однако после того, как высокая инфляция, вызванная крупномасштабной раздачей "вертолетных денег", стала приоритетом, Федеральная резервная система была вынуждена инициировать внеочередное резкое повышение процентных ставок. Таким образом, за ревальвацией доллара стоит реакция рынка на ужесточение "ураганной" политики ФРС. А что касается арбитражного спреда, негативных вторичных последствий вплоть до потрясения международного финансового рынка, – это вещи, которые не входят в список тем для размышления.
Почему инвесторы внимательно следят за европейским энергетическим кризисом? Какое влияние может оказать слабый евро на американские глобальные корпорации?Энергетический кризис в Европе – уже не только проблема ЕС, пишет Yahoo News Japan. На валютных рынках евро впервые за 20 лет упал ниже паритета с долларом. Это негативно скажется на показателях американских глобальных компаний, отмечает автор статьи.
09.09.202200
Отсюда следует, что так называемый "самый могущественный доллар в истории" — это с одной стороны, рыночное отражение политики ФРС по укреплению валюты в условиях высокой инфляции, а с другой стороны, показатель статуса доллара. Он остается центральным звеном мировой валютной системы и занимает доминирующее положение на международном рынке, в резервных активах и торговых расчетах в мире. На фоне высокой неопределенности экономики и запутанной геополитической ситуации инвесторы естественным образом пытаются избежать рисков, связанных с активами, и стремятся держаться подальше от очага конфликта. Иными словами, когда мировая экономика находится на стадии роста, держатели активов будут перемещать бумаги на рынке по принципу "конкурса красоты", а когда наступает рецессия, они, исходя из осторожности, будут распределять имущество по оси стран-эмитентов валюты, даже при неблагоприятной оценке перспектив.
Обратная сторона сильной валюты — рыночное господство экономического "дарвинизма", основанного на механизме денежной трансмиссии. Будь то долговой кризис в Греции, суверенный долговой кризис в Европе или проблемы с внешними долгами, которые большинство малых и средних экономик не могут разрешить, в какой-то степени это спровоцировано безответственной денежно-кредитной политикой США. Сегодняшняя "коллективная девальвация" валют, отличных от доллара, несомненно, тесно связана с серьезным дисбалансом мировой системы. С этой точки зрения влияние "самого могущественного доллара в истории" заслуживает особой бдительности и внимания со стороны международного сообщества, прежде всего это касается развивающихся стран и государств с формирующимся рынком.
Автор: Чжан Юйгуй (章玉贵), ректор факультета международных финансов и торговли Шанхайского университета иностранных языков