Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Прекращение поставок газа из России чревато серьезными проблемами для Словакии, пишет Рostoj. И как их решать – неясно.
Кристина Вотрубова (Kristína Votrubová)
В начале августа пошли разговоры о скором прекращении поставок газа в Словакию. Причина – украинское вторжение в Курскую область, поставившее под угрозу единственный узел, через который сейчас газ из России поступает на Украину.
Это чревато серьезными проблемами, ведь Словакия по-прежнему крайне зависима от российского газа. На него приходится 85 процентов поставок.
Теперь ситуация обострилась еще больше. Проблема даже не в вероятном повреждении транзитного хаба, а в нежелании Украины с нового года переправлять российский газ через свою территорию. В конце текущего года заканчивается и срок договора между нашим восточным соседом и компанией "Газпром" о транзите газа. Президент Владимир Зеленский заявил, что не собирается продлевать контракт.
С российским газом покончено
"Договор с Россией продлеваться не будет. Точка, все", – заявил Владимир Зеленский на пресс-конференции. Еще в марте премьер Денис Шмыгаль сказал, что Украина готова продолжить транзит российского газа в Европу и после истечения срока договора. Но Шмыгаль добавил, что с Россией Украина договариваться не собирается.
Что это означает на практике?
Зеленский на пресс-конференции пояснил, что Украина решит вопрос о будущем транзите российского газа в Европу вместе с Европейским союзом. "Что касается транзита газа от других компаний, то если некоторые наши европейские коллеги не потеряют интерес к нему, мы рассмотрим их запросы вместе с ЕС", – заявил Зеленский.
То есть Украина не станет возражать, если газ будут закупать европейские компании, и де-факто в таком случае она переправляла бы уже не российский, а европейский газ. О таком варианте недавно упомянул и премьер Словакии Роберт Фицо.
Он также сказал, что активно обсуждает этот вопрос с украинской стороной и что наш восточный сосед заинтересован в транзите.
"Украина — государство, которое когда-нибудь будет добывать столько газа на собственных месторождениях, что даже сможет его экспортировать. Зачем им останавливать поток через их страну, если они на этом могли бы заработать?" – сказал Фицо.
Пока ведутся переговоры, и неясно, будет ли газ из России поступать в Словакию с января.
Компания Slovenský plynárenský priemysel (словацкая газодобывающая компания – прим. ИноСМИ) сообщила, что располагает достаточным количеством альтернативных источников, за счет которых можно компенсировать потерю. По официальной информации, хранилища компании заполнены более чем на 90 процентов.
В хранилищах находится около 33 ТВтч газа, а в год Словакия потребляет почти 60 ТВтч. Таким образом, хранилища способны удовлетворить более половины среднегодового потребления.
Однако этими хранилищами пользуются и зарубежные клиенты, и не весь хранящийся там газ предназначен для словацких потребителей.
Не стоит забывать и о других поставщиках. Компания Slovenský plynárenský priemysel подписала контракт с компаниями Exxon Mobile (газ с месторождений по всему миру), BP (газ из Северного моря), Shell, ENI и RWE.
По данным Института стратегий и анализа аппарата правительства Словакии, эти договоры обеспечат страну хотя бы на какое-то время достаточными объемами газа, если поставки из России прекратятся.
В поисках замены
Еще один вариант – газ из Азербайджана. Этот вариант привлекателен и для Украины, поскольку она сможет сохранить свой статус транзитной страны. Еще в июле появились новости о том, что Украина ведет переговоры о поставках из этой страны.
В мае с официальным визитом в Азербайджан летал и премьер Роберт Фицо вместе с министром экономики Денисой Саковой. Речь шла об энергетике.
Однако у Украины нет границы с Азербайджаном. Получается, газ должен идти через Россию. Азербайджанский газ уже попадает таким образом в Европу, так что пришлось бы только увеличить транзитные объемы.
Помимо прочего, совершенно не обязательно, чтобы газ в Словакию шел именно с Украины. Словакия лежит на пересечении трасс природного газа и связана трубопроводами, работающими в обе стороны, с Венгрией, Польшей, Австрией и Чехией.
Еще в 2022 году во время энергетического кризиса Словакия сумела в полной мере воспользоваться чешской веткой, по которой газ поставляется с Запада. В некоторые месяцы с этого направления приходила почти половина газа, нужного Словакии. За год его количество достигло 31 процента, а остальное приходилось на импорт с Украины.
Но все-таки это был лишь непродолжительный эпизод, и в 2023 году импорт из Чешской Республики составлял уже всего шесть процентов от общего объема.
По данным Института стратегии и анализа, в прошлом году возросло значение транзита через Венгрию. Оттуда в Словакию может поступать газ с СПГ-терминалов в Хорватии, а также российский газ из "Турецкого потока".
Но импорт из соседних стран, как и в случае с Украиной, сопряжен с определенными сложностями.
Главная проблема – ограниченные мощности. Мы можем купить газ не у России, но газопроводы способны пропустить только определенное его количество. А Словакия находится в конце всех трасс, если не считать украинской.
Наличие проблем подтверждает и недавнее сообщение немецкого оператора трубопроводов Gascade о том, что с октября он ограничит гарантированную мощность распределительной станции на границе с Чешской Республикой. Теперь мощности хватит для снабжения Чехии, а на другие страны уже нет.
Такая же проблема и с СПГ-терминалами, мощности которых тоже ограничены. Государства, в которых они построены, прежде всего обеспечивают собственное потребление.
Проблема также в цене.
Аналитики Slovenský plynárenský priemysel подсчитали, что замена российского газа поставками из других государств обойдется как минимум в дополнительные 140 миллионов евро для компании и в 210 миллионов для всего словацкого рынка.
Следует также добавить еще и повышение платы за транзит, если газ будет идти через несколько стран, а кроме того, перебои в российских поставках спровоцируют рост цен.