У ВВС США большие проблемы с истребителями, и они только усиливаются

The Telegraph: производство истребителей F-35 сильно отстало от графика

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Программа производства американских истребителей нового поколения F-35 Lightning II сорвана, пишет The Telegraph. Исполнить контракт компания Lockheed Martin сможет только к середине века – и это в лучшем случае.
Дэвид Экс (David Axe)
Многострадальная программа также сказывается на ВМС и корпусе морской пехоты.
С тех пор как Пентагон примерно 30 лет тому назад задумал создать универсальный истребитель-невидимку F-35 (он же Lightning II), эта программа компании Lockheed Martin под названием "Единый ударный истребитель" пережила немало трудностей. Последняя буря – годичная задержка с поставками новых истребителей в вооруженные силы США – наконец-то миновала. Но после себя она оставила немало разрушений и ущерба.
Поставки возобновились. Но новые истребители будут поступать в войска медленно. Да и момент крайне неудачный, в частности, для ВВС США. Этот вид вооруженных сил с трудом получает новые самолеты, а между тем имеющиеся у него на вооружении истребители сильно устаревают.
Идея создания единого ударного истребителя заключалась в том, что его разные версии будут одинаково хорошо взлетать с земли, с палуб авианосцев, а благодаря укороченному взлету и вертикальной посадке – с небольших десантных кораблей без катапульт и тормозных тросов.
Да, и еще – этот самолет также должен был стать дешевым благодаря колоссальной экономии за счет налаживания массового производства. Ведь многочисленные заказчики, такие как ВВС, ВМС и корпус морской пехоты США, а также десятки американских союзников должны были закупить соответствующие варианты базовой модели самолета.
Но издержки увеличивались, а ассигнования и ожидаемые заказы сокращались. Хваленая унификация F-35 сошла на нет, так как каждый вариант сверхзвукового Lightning II разрабатывали и совершенствовали отдельно от других. Между тем курировавший создание F-35 бюрократический аппарат разросся до колоссальных размеров, стал неповоротливым и громоздким, неспособным реагировать на реальные потребности войны в воздухе.
Сегодня одномоторный F-35 намного дороже, чем изначально обещали разработчики, и он создается с опозданием. Очередная кризисная ситуация с программой единого ударного истребителя вызывает крайнюю неловкость. Более года тому назад американские вооруженные силы, являющиеся самым крупным покупателем F-35 стоимостью 100 миллионов долларов за штуку, заморозили поставки с предприятия Lockheed Martin в Техасе из-за проблем во время испытаний новейшей версии программного обеспечения истребителя.
Совсем недавно поставки возобновили – но не потому что все программы полностью прошли испытания. Правительство США и Lockheed Martin пришли к компромиссу, временно понизив стандарты программного обеспечения. Такой компромисс позволяет поставить в войска около сотни законсервированных Lightning II. Но пока на них можно выполнять только учебно-тренировочные полеты, а разрешение на участие в боевых действиях они получат не раньше будущего года.
График поставок сильно растянули. ВВС США покупают от 40 до 50 F-35 в год. Но это по графику, а в действительности в 2023 году они не приняли в эксплуатацию ни одного самолета. Ожидается, что в этом году ВВС получат 51 машину, в 2025-м – 57 самолет, а в 2026-м – всего 25.
Согласно плану от 2007 года, ВВС должны были получить все 1 760 запланированных к строительству самолетов F-35 примерно к 2035 году. Но программа строительства споткнулась о три препятствия: задержки, бюджетные сокращения и увеличение расходов на единицу техники. Теперь ВВС США рассчитывают на то, что получат последние самолеты F-35 в 2049 году.
Это слишком долго для ВВС, которые столкнулись с проблемой старения парка боевых самолетов еще до того, как стали очевидны проблемы F-35. ВВС США обратились в конгресс с просьбой разрешить в 2025 году снять с вооружения 250 самых старых самолетов (включая винтажные модели времен холодной войны F-15, F-16 и А-10), а им на замену купить всего 90 новых машин (в основном F-35). В результате впервые в истории американских ВВС общая численность их авиапарка должна сократиться менее чем до 5 000 самолетов.
В то же время командование ВВС отказалось от попыток разработать и передать на вооружение 200 новых истребителей-невидимок на замену двухмоторного и более старого родственника F-35 – F-22 Raptor производства Lockheed Martin. Такие попытки могли обойтись в 60 миллиардов долларов. Чиновники заявили, что эта программа просто слишком дорогая.
Из-за ее отмены F-35 станет единственным истребителем-невидимкой, который в настоящее время строится и разрабатывается для ВВС США. Но из-за многочисленных задержек этот самолет слишком медленно поступает на замену устаревшим F-15, F-16 и А-10. А что произойдет, если самолеты F-35 также придется поставлять на замену 180 машин F-22 Raptor, когда те отживут свое?
"Ни в одной программе не было таких задержек и перерасхода средств", – сказал недавно авиационный эксперт Билл Свитман (Bill Sweetman) во время обсуждения его новой книги про F-35. Если Lockheed Martin не в состоянии поставлять эти истребители по графику при нынешнем уровне спроса, то в случае его роста отставание еще больше увеличится.
У ВВС США и у всех прочих американских авиационных подразделений в этом смысле возникла реальная проблема.
Обсудить
Рекомендуем