Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Авантюра Саакашвили 2008 года провалилась. Настало время гамбита Иванишвили, пишет MP. Заявления первого политика страны указывают на то, что Грузия готова не только к компромиссу с Россией, но к переговорам с абхазами и осетинами.
В сентябре Россия прекратила финансирование Абхазии. Для непризнанной кавказской республики это очень неприятное событие, поскольку московские деньги покрывали серьезную часть ее расходов, связанных с выплатами работникам здравоохранения, образования и сотрудникам силовых структуру. Русские также предупредили о переходе на рыночные цены при расчете поставок в Абхазию электроэнергии. Это было бы катастрофой для всех ее жителей.
Серьезность данных решений как будто подтверждает распространенный в Telegram скан протокола встречи президента Абхазии Аслана Бжании и замглавы Администрации президента России Дмитрия Козака. Подлинный ли это документ или подделка, неизвестно. В протоколе говорится, что Абхазия якобы "не выполняет своих обязательств" перед Россией. Речь идет о реализации судебных решений, предоставлении Абхазией информации о местной оппозиции, а также о законодательстве, разрешающем иностранцам (на практике имеются в виду, главным образом, россияне) приобретать в Абхазии недвижимость.
Данный закон в течение многих лет был предметом спора. Абхазия расположена в полосе между побережьем Черного моря и горами Кавказа, где царит теплый влажный субтропический климат, более мягкий и приятный, чем в регионе в целом. Во времена Советского Союза это было привлекательное туристическое направление. Это лакомый кусочек для российских инвесторов, поэтому власти Абхазии несмотря на то, что они находятся под протекторатом Москвы, всячески сопротивлялись отмене запрета на продажу недвижимости иностранцам, которые могли бы просто выкупить земли этой небольшой и бедной республики. (…)
Ираклий Кобахидзе: когда идее покаяния и примирения противопоставляешь истерику, не следует удивляться, что вас называют "партией войны"Восстановление территориальной целостности Грузии возможно только двумя способами – путем войны или через примирение, цитирует заявление премьера Грузии Кобахидзе сайт 1TV. Примирение невозможно без покаяния, и грузины должны пойти по этому пути, ведь войну начал Саакашвили.
17.09.202400
Однако на этот раз ставки в игре значительно выше, чем право россиян приобретать недвижимость в Абхазии. Об этом говорит недавнее и весьма неожиданное заявление Бидзины Иванишвили, основателя правящей ныне в Грузии партии "Грузинская мечта" и де-факто первого лица в государстве. Иванишвили заявил, что властям Грузии следовало бы извиниться перед осетинами — жителями Южной Осетии, еще одной самопровозглашенной республики на международно признанной территории Грузии. Ведущий грузинский политик осудил решение бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили о проведении военной операции против осетинских сепаратистов в августе 2008 года. Тогда Россия оказала им вооруженную помощь, фактически вступив в продлившиеся пять дней бои с грузинскими войсками и зайдя на территории, контролируемые Тбилиси (…). Иванишвили назвал осетин "братьями и сестрами" и выразил уверенность в том, что конфликт "закончится историческим взаимным прощением и искренним примирением". В качестве главного виновника, врага и грузин, и осетин Иванишвили назвал партию, основанную Саакашвили и до сих пор являющуюся ядром оппозиции правительству "Грузинской мечты".
Согласно международному праву Южная Осетия была частью Грузии, в политическом же смысле, (чего в Польше, которая с первого дня этого конфликта интерпретировала его исключительно в пропагандистском ключе, как делает это сейчас в отношении конфликта на Украине, не желают признавать) нападение грузин на Южную Осетию было ошибкой, покерной игрой Саакашвили, которому казалось, что, напав на осетин в момент начала Олимпиады в Пекине, он сможет заставить всех смириться с его авантюрой, как со свершившимся фактом. Все закончилось военным поражением, потерей Кодорского ущелья, признанием Россией государственности как Южной Осетии, так и Абхазии, а также институциональной привязкой сепаратистских республик путем заключения ряда договоров к Москве. Рискну даже утверждать, что бравада Саакашвили закрыла для Грузии вопрос о двух потерянных территориях. Слова Иванишвили, которые для части грузин могли прозвучать неожиданно и даже шокировать, на самом деле открывают перед страной новые возможности в новых геополитических реалиях.
Возможно, Иванишвили получает какие-то закулисные сигналы. Возможно, он видит то, что замечают все, то есть откровенный конфликт между Москвой и абхазами. Однако, скорее всего, здесь идет более крупная игра. Похоже, власти Грузии решили, что ей нужна нормализация и стабилизация отношений с Москвой, позиции которой на Кавказе сейчас сильнее (и будут сильнее в обозримом будущем), чем у явно выдыхающегося Запада, чьи возможности воздействовать на ситуацию в кавказском регионе заметно сокращаются. Грузия усиливает тот вектор внешней политики, от которого отказывается Армения, отчетливо двигающаяся в противоположном, западном направлении. Иванишвили в своем выступлении прямо сказал об этом своим соотечественникам: "12 лет назад, выступая перед вами, я подчеркнул, что европейская интеграция была нашим стратегическим выбором, но мы не можем выбирать наших соседей, и поэтому параллельно с европейской интеграцией мы должны занять принципиальную, но правильную позицию по отношению к России".
Сигналом к дистанцированию Грузии от Запада стало принятие в мае ее парламентом — вопреки протестам Евросоюза, приостановке евроинтеграционных процедур и персональным санкциям США — закона "О прозрачности иностранного влияния". (…). Именно в этот момент парламент Грузии сделал шаг, который идет вразрез с идеологическими основами политики западного блока.
17 сентября парламент Грузии принял в третьем чтении пакет законопроектов под общим названием "О семейных ценностях и защите несовершеннолетних". Он включает в себя запрет на усыновление и юридическую опеку над детьми гомосексуалистами, запрет на проведение мероприятий, направленных на пропаганду однополых браков или смену пола, запрет на пропаганду "однополых отношений" и инцеста в литературе, фильмах, спектаклях или рисунках. В настоящее время такого рода контент не может демонстрироваться в общественном пространстве. Также 17 мая был учрежден новый государственный праздник "День семьи", который пришелся как раз на ту дату, когда на Западе отмечается "день против гомофобии и трансфобии". Еще на стадии рассмотрения в грузинском парламенте пакет вызвал протесты Евросоюза. Брюссельские дипломаты 4 сентября заявили, что эти нормы подрывают основные права населения Грузии и создают угрозу стигматизации и дискриминации части общества. Можно ожидать дальнейшего охлаждения отношений между Тбилиси и Брюсселем и ведущими западными государствами.
(…)
Авантюра Саакашвили 2008 года провалилась. Настало время гамбита Иванишвили. Первый политик Грузии, судя по всему, считает, что восстановление суверенитета Грузии над восставшими (…) регионами стоит уступок и политических компромиссов. Его заявления указывают не только на готовность к компромиссу с Россией, но, возможно, и на готовность к переговорам с абхазами и осетинами с уступками в их пользу. Возможно, Иванишвили полагает, что восстановление формальной территориальной целостности государства и контроля над границами (даже если для этого придется поделиться властью) — дело хоть и сложное, но очень нужное. (…). Независимо от того, что считает и во что верит Бидзина Иванишвили, в конечном итоге важно то, что считают и во что верят грузины. Парламентские выборы в этом кавказском государстве состоятся 26 октября. У "Грузинской мечты" есть шансы на победу.
Автор: Кристиан Каминьский (Krystian Kamiński)