Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Америка не в состоянии даже своевременно производить необходимое оружие, и такое положение дел надо менять, пишет WP. Роберт Гейтс называет три проблемных ведомства, которым необходимы реформы, иначе перспективы для США рисуются неутешительные.
Америка не в состоянии своевременно производить необходимое ей оружие. Такое положение дел надо менять.
Хотя оба кандидата в президенты, а также республиканцы и демократы в конгрессе хвастливо заявляют, что обеспечат военное превосходство Америки, министерство обороны начинает четырнадцатый из пятнадцати последних финансовых лет без утвержденного бюджета. В этом месяце министр обороны Ллойд Остин сообщил конгрессу о тяжелых последствиях, которыми чреват очередной финансовый год, если не будет решен вопрос с финансированием Пентагона. Это очередная демонстрация огромного разрыва между политической риторикой Вашингтона о поддержании военной мощи Америки и мрачной действительностью.
Будучи министром обороны как при республиканской, так и при демократической президентской администрации, я активно выступал за выделение дополнительных ресурсов на невоенные инструменты власти и влияния на дипломатию, стратегические коммуникации, помощь в развитии, геоэкономические средства и так далее. Но суровая правда жизни состоит в том, что такие инструменты эффективны лишь тогда, когда Америка обладает непреодолимой военной мощью, которая заставляет врагов воздерживаться от вооруженной борьбы с нами и с нашими союзниками.
Сегодняшний подход конгресса, Белого дома и министерства обороны к обеспечению такого превосходства не в состоянии устранить международные вызовы и угрозы, с которыми сталкивается Америка и наши союзники. Двухпартийная комиссия по стратегии национальной обороны отметила в своем опубликованном в июле докладе: "Угрозы, с которыми сталкиваются США, самые серьезные и сложные с 1945 года, и среди них — вероятность возникновения большой войны уже в ближайшем будущем... Страна к такому на сегодняшний момент не готова". После 30-летних каникул мы сегодня сталкиваемся с агрессивным Китаем и Россией (которым содействуют Северная Корея и Иран), и с вполне реальной перспективой возникновения войны между ядерными великими державами.
Однако наши сухопутные войска уменьшаются, наши военно-морские силы списывают боевые корабли быстрее, чем строят, а в наших военно-воздушных силах полный застой, и лишь небольшая часть авиапарка способна вести боевые действия. После многолетней запущенности наша военно-промышленная база не может производить важные системы вооружений в необходимом количестве и своевременно. А как показал конфликт на Украине, она также не состоянии производить в больших объемах боеприпасы, которые будут необходимы в конфликте великих держав. Но несмотря на это, в Вашингтоне все как обычно. Нужны кардинальные изменения, чтобы от риторики перейти к практической работе по обеспечению долговременного военного превосходства.
Есть три ведомства, несущие ответственность за такое затруднительное положение. Прежде всего, это Белый дом. Тот, кого в ноябре изберут президентом, должен возглавить работу по информированию американского народа о глобальных угрозах, с которыми мы сталкиваемся. Новый президент обязан представить такой бюджет для армии, который позволит справиться с этими опасностями. Поддержание бюджета на уровне инфляции или что-то еще хуже — этого совершенно недостаточно. Срочно нужны существенные дополнительные вливания в оборону. Новый президент должен отыскать эти ресурсы и бороться за них.
Второе ведомство — это само министерство обороны. В последние годы было немало значительных инициатив и нововведений (например, космические войска, инновационное подразделение министерства обороны, программа создания дронов Replicator и так далее). Но как отметила комиссия, "эти примеры скорее исключение, чем правило".
Прежде всего, Пентагон должен ускорить и углубить изменения в методах работы. Он должен показать, что способен разумно и эффективно тратить те огромные средства, которые получает. В 2009 году министерство обороны отменило или ограничило три десятка важных программ, которые были избыточными, ненужными, использовали устаревшие или нереалистичные технологии, значительно превышали смету и на годы запаздывали. Если бы их довели до завершения, они обошлись бы налогоплательщикам примерно в 330 миллиардов долларов. В 2010 году мы установили сумму сокращений накладных расходов в размере 180 миллиардов долларов на несколько лет. Пентагон должен продемонстрировать внутреннюю дисциплину, если хочет получить значительно больше ресурсов на решение проблем сегодняшнего и завтрашнего дня.
В то же время, министерство и виды вооруженных сил должны заново оценить старые системы и стратегии с точки зрения их пригодности для войны, которую мы никогда прежде не вели. Они также должны провести оценку наших противников, которые в техническом, промышленном и экономическом плане гораздо сильнее тех, с которыми мы сталкивались прежде. Пентагон и различные виды вооруженных сил уже встали на этот путь, выдвинув множество новых инициатив, но формировать новое мышление и стратегии надо быстро и решительно.
Третье проблемное ведомство — это конгресс. За последние 10-12 лет министерство обороны сталкивалось с секвестром расходов бюджета (закон 2011 года "О контроле бюджета"), с резолюциями о продолжении финансирования, в том числе, что касается тесной привязки оборонных и внутренних расходов, а также становилось свидетелем законодательной борьбы и местнической защиты устаревших программ. Все это вело к накапливанию проблем, с которыми сегодня сталкиваются наши военные. Руководство конгресса и члены комитетов в обеих палатах должны работать вместе, чтобы покончить с резолюциями о продолжении финансирования, внести изменения в законодательные процедуры, увеличить многолетнее финансирование программ (что необходимо для возрождения нашей оборонной промышленности), расширить полномочия по перепрограммированию, чтобы ускорить процесс внедрения инноваций и производства, а также отказаться от мелочной опеки в пользу надзора и контроля. Конгресс — это серьезное препятствие для инноваций, модернизации и оперативности.
Дональд Трамп и Камала Харрис обещают сохранить военное превосходство Америки. Вопрос в том, будут ли они в случае избрания бороться за организационные и бюджетные изменения в Белом доме, конгрессе и министерстве обороны, которые необходимы для поддержания такого превосходства перед лицом беспрецедентных угроз.
Автор: Роберт Гейтс (Robert M. Gates)
Роберт Гейтс занимал пост министра обороны с 2006 по 2011 годы при президентах Джордже Буше и Бараке Обаме.