Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
О пристрастии Ельцина к одной-двум порциям аперитива перед хорошим обедом или даже вместо него ходят легенды, пишет The Guardian. Архивные записи от 1 октября 1994 года поведали о дипломатическом инциденте с участием Ельцина. Он не вышел из самолета на встречу с премьер-министром Ирландии Альбертом Рейнольдсом.
Дэвид Шэррок (David Sharrock)
Борис Ельцин спровоцировал дипломатический инцидент, когда оказался слишком "нездоров", чтобы выйти из самолета и пообедать с премьер-министром Ирландии Альбертом Рейнольдсом в аэропорту Шеннон. Напряженный график был у обоих лидеров. Рейнольдс только что вернулся из Новой Зеландии, а на следующей неделе отправляется в Соединенные Штаты, откуда только что прибыл Ельцин.
Должно быть, в то время встреча с Рейнольдсом в замке Дромоленд на западном побережье Ирландии, где у "Аэрофлота" имеется большая база обслуживания, казалась хорошей идеей. В конце концов, это была последняя остановка на пути российского лидера домой, в Москву, после переговоров с президентом Клинтоном.
О пристрастии Ельцина к одной-двум порциям аперитива перед хорошим обедом или даже вместо него ходят легенды. К полудню в отдаленных уголках графства Клэр распространился слух, что в полете Борис Николаевич смотрел фильм "Неспящие в Сиэтле". Сам же он превратился в "пьяного в Лимерике".
Жена Рейнольдса Кэтлин, два члена кабинета министров, группа младших министров и членов парламента, почетный караул ирландской армии и военный оркестр — все они с растущим раздражением ожидали, когда же в длинной веренице чиновников и помощников, выходивших из самолета Ил-62, покажется лидер сверхдержавы.
Прошло почти полчаса. Казалось, соблазнить господина Ельцина не смогла даже перспектива бесплатной водки в магазине беспошлинной торговли аэропорта. В конце концов Рейнольдсу пришлось довольствоваться беседой с вице-премьером России Олегом Сосковцом, который позже сообщил, что Ельцина "слишком утомил 17-часовой перелета" через Атлантику, в связи с чем он не смог встретиться с ирландским коллегой.
Возможно, реактивные самолеты бывшего СССР летают чрезвычайно медленно, но ирландцы — народ, не чуждый тяжелых испытаний, придерживались иного мнения. "Когда дурь хороша, кто же смотрит на часы?" — смаковали инцидент источники. Рейнольдс, в свою очередь, великодушно заявил репортерам, что не чувствует никакого пренебрежения, тем более что человеку нездоровится. Однако в частном порядке Рейнольдс казался расстроенным невозможностью объяснить мирный процесс другому мировому политическому деятелю.
В Москве, тем временем, сарафанное радио уже работало вовсю. То президента объявят мертвым, то якобы начался очередной госпереворот. В конце концов господин Ельцин появился в столице и объявил, что чувствует себя превосходно. "Я скажу честно, я просто проспал. 18 часов в полете, до этого, понимаешь, столько не спал, а служба безопасности не пустила тех людей, которые должны были меня разбудить. Я, конечно, разберусь, врежу им как следует", — сказал он.
Погрозив пальцем сомневающимся, президент Борис Николаевич произнес громкую речь, призванную убедить всех, что он вновь у руля в Кремле, и пообещал ускорить реформы свободного рынка. Он сообщил согражданам, что президент США Билл Клинтон, с которым они три часа говорили "с глазу на глаз", серьезно отнесся к его рассказу как о том, как министр обороны Павел Грачев пытался взять под контроль пограничные войска, как и о том, что реформы идут полным ходом.
Когда толпы протестующих окружили Белый дом, который год назад по приказу Ельцина обстреляли из танков, президент выступил с пресс-конференцией в Кремле и заявил, что его действия остановили гражданскую войну: "В 1917 году Красное колесо не остановилось. В октябре 1993 года катастрофу удалось предотвратить. Это произошло потому, что россияне уже научились отличать правду от лжи." Вместе с тем он не стал отвечать на вопросы о своем пьянстве и потрясшем российское общественное мнение инциденте с премьер-министром Ирландии Альбертом Рейнольдсом в аэропорту Шеннон. В настоящее время пресса открыто критикует поведение господина Ельцина.
Вчера "Правда" перечислила шесть противоречивых официальных объяснений инцидента с Шенноном. В аэропорту журналистам сообщили, что представлять его интересы на переговорах с Рейнольдсом Ельцин "приказал" вице-премьеру Олегу Сосковцу. Но всего несколько часов спустя, по прибытии в Москву, сам же Ельцин заявил, что проспал и накажет охрану за то, что они его не разбудили. На пресс-конференции, транслировавшейся по телевидению, он проигнорировал все вопросы, кроме нейтральных. Его пресс-секретарь Вячеслав Костиков назвал инцидент с Шенноном "протокольным вопросом", не имеющим отношения к пресс-конференции, посвященной внутренним делам.