Они пришли послушать музыку. А потом их забрили на фронт

NYT: на Украине военкомы забирают людей на фронт прямо с концертов

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
У киевлян, пришедших на концерт популярной рок-группы, на выходе проверяли документы, пишет NYT. Многих задержали. В результате на последующих концертах аншлага больше нет. Люди стали бояться ходить не только на представления, но и по улицам.
Мария Вареникова
“Океан Эльзы” — одна из ведущих музыкальных групп Украины. У нее китчевый, стадионный рок-стиль, а ее шлягеры на патриотические темы десятилетиями служили звуковой дорожкой к антироссийским протестам.
Билеты на ее концерты дорогие и всегда нарасхват. Но внезапно они снова появились в свободной продаже — причем после первого же из трех аншлаговых концертов в Киеве в минувшую пятницу. Причина? На выходе концертного зала мужчин подстерегали военнослужащие и полиция, вылавливая уклонистов. Они просили мужчин предъявить документы и задерживали тех, у кого не оказывалось с собой военного билета.
“Люди, пожалуйста, помогите!” — кричал молодой человек, которого военкомы выволакивали из концертного зала, в ролике, гуляющим по социальным сетям.
В другом ролике, попавшем в эфир украинских СМИ, офицер в темно-синей форме национальной полиции указывает пальцем на другого молодого человека, уходящего с концерта. “Погоди, а этого берем?” — спросил он.
Видео “завирусилось”, вызвав гнев многих украинцев, которые сочли, что устраивать облавы на развлекательных мероприятиях, чтобы набрать отчаянно нужных на фронте новобранцев, — это уже чересчур.
27-летняя Божена прокомментировала эти события так: “Мой муж посмотрел эти ролики и сказал: “Спасибо, не надо”, — добавив, что пара решила продать билеты на следующий концерт и остаться дома. Как и другие наши собеседники в этой статье, она попросила называть ее только по имени, чтобы не привлекать внимания к семье.
“Когда выходишь из концертного зала и сталкиваешься с тэцэкашниками (сотрудники Территориальных центров комплектования и социальной поддержки или ТЦК, на современной Украине — аналог военного комиссариата. – Прим. ИноСМИ), это страшно, но еще и недемократично”, — заключила она.
Билеты на будущие концерты “Океана Эльзы” тут же вернулись в продажу. Только на одном сайте, OLX, появились десятки объявлений. Музыкальный критик Вадим Лисица сострил, что власти смогут легко вычислить уклонистов, проверив тех, кто продает билеты.
Такие же рейды с проверками документов прошли по всей стране на концертах и представлениях в пятницу вечером. Это возвещает новый этап в попытках Украины соблюсти недавно ужесточенное призывное законодательство.
В Черкассах в центре страны военкомы появились после выступления юмориста Антона Тимошенко. В столичном пригороде Бровары они проверяли документы после концерта местной группы 100lytsia. Аналогичные облавы прошли в Харькове, Днепре (Днепропетровске) и других крупных городах. В Харькове один концерт даже пришлось отменить после того, как военкомы пришли проверять самих участников группы.
Третий год конфликта Украина проводит преимущественно в обороне, неуклонно сдавая позиции превосходящей по численности российской армии.
Хотя украинские официальные лица утверждают, что цели мобилизации выполнены, войска на передовой жалуются, что подкрепления часто бывают старыми, плохо обученными или больными.
“Мы на исходе”, — признался фронтовик, лейтенант Максим, попросивший не называть его фамилию из соображений безопасности. Его 28-я бригада потеряла много солдат и командира в придачу.
Около шести миллионов мужчин призывного возраста — порядка 16% населения Украины — до сих пор не обновили личные данные в системе воинского учета, как того требует закон, подчеркнул член парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Александр Федиенко.
Несмотря на риск попасть под облаву, молодежь продолжает посещать кафе, рестораны и концерты. При этом многие такие мероприятия собирают деньги для армии, и молодежь призывного возраста — чуть ли не самые надежные доноры.
Решение о проверке документов на развлекательных мероприятиях выявило давно назревавший в украинском обществе раскол между молодыми людьми, которые отправились воевать, и теми, кто остался дома. Некоторые считают, что уклонисты не имеют морального права ходить на концерты.
“Либо ты гражданин и выполняешь требования времени, либо ты уклонист”, — считает капитан Олег Войцеховский, который в настоящее время воюет на востоке Украины.
Другие сочли рейды в поисках призывников на развлекательных мероприятиях нарушением их прав.
37-летняя Ирина сказала, что ее муж обновил все необходимые данные в системе воинского учета, но все равно опасается идти на концерт, посмотрев ролики, как мужчин хватают прямо средь бела дня.
“Это неправильно, — сказала она. — Люди боятся ходить по улицам. Это нужно делать иначе”.
Хотя многие мужчины признаются, что боятся попасть на фронт, лишь порядка 15% новобранцев отправляются на передовые позиции, подчеркнул депутат Федиенко из комитета по обороне. Армии остро нужны электрики, водители, бухгалтеры, и другие небоевые специалисты, добавил он.
В комментарии государственным СМИ пресс-служба киевского ТЦК заявила, что все его сотрудники на концерте “Океана Эльзы” неукоснительно следовали закону, добавив, что такие проверки документов проводятся регулярно.
На концерте “Океана Эльзы” в воскресенье в зале не было видно ни одного военкома, но публика казалось несколько вялой и подавленной. Женщин было намного больше, чем мужчин. Складывалось ощущение, что большинство мужчин в зале либо студенты, либо солдаты в увольнительной.
Солдат по имени Михаил, попросивший не называть его фамилии, считает совершенно нормальным, когда военкомы появляются на концертах.
“Почему один хлопец должен прятаться, когда другой воюет?” — спросил он риторически.
Другой молодой человек, 35-летний Алексей, пришел на концерт с женой, а билеты купил еще в августе. “Мы хотели их послушать, вот и пришли”, — сказал он.
“У военкомата своя работа, и когда мы покупали билеты, я знал, что есть риск”, — признался он.
Алексей добавил, что все равно волнуется, хотя и обновил свои данные в ТЦК.
“Надеюсь, что сегодня вечером вернусь домой”, — заключил он.
Статья написана при участии Натальи Новосоловой
Обсудить
Рекомендуем