Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Запад продолжает свои грязные игры в Молдавии, пишет ČA. Страна разделена на сторонников ЕС и приверженцев России. Пока этот раскол сглаживается конституционным нейтралитетом, но Брюссель ставит молдаван перед выбором. Это приведет к катастрофе.
Пока украинская авантюра Запада движется к бесславному концу, Брюссель, очевидно, готовится все повторить в Молдавии. Страна разделена на сторонников будущего в ЕС и приверженцев тесных связей с Россией, и этот раскол сглаживает закрепленный в конституции нейтралитет, позволяющий поддерживать качественные отношения с обоими субъектами. Сегодня Брюссель с Вашингтоном ставят Молдавию перед необходимостью выбирать, а это может довести ее до катастрофы.
Однако в Брюсселе, по всей видимости, результаты молдавских выборов вызвали растерянность. Ни первый тур президентских выборов, ни референдум о поправках к конституции и внесении статьи о членстве в ЕС не завершились ровно так, как задумывалось. Нынешний пробрюссельский президент Майя Санду получила 42%, что больше, чем у остальных кандидатов, но не победила в первом туре, как хотелось бы ее сторонникам. Кроме того, голоса неуспешных патриотических кандидатов, которые не прошли во второй тур, перейдут, скорее всего, противнику Санду — бывшему генеральному прокурору Александру Стояногло. Во втором туре у него есть шанс преумножить свои 26% и обойти нынешнего президента. В пользу поправок в конституцию на референдуме высказались 50,42%, что чуть больше, чем процент противников этой идеи. Это свидетельствует о расколе в молдавском обществе, а не о явной прозападной ориентации, которой вот уже четыре года добивается Санду и которую хотела бы видеть в результатах выборов.
Президент и ее союзники много говорили о том, как Кремль вмешивается в предвыборную кампанию, распространяет ложь и за десятки миллионов евро покупает голоса. Президент не ограничилась традиционными обвинениями в адрес оппозиции за ее связи с Россией, а прямо назвала оппозиционеров предателями, которых ждет суровая кара. Вот так Санду отзывалась о людях, представляющих как минимум половину народа.
Действительно нельзя исключить, что Россия пыталась операциями влияния оградить молдаван от европейской ориентации. У Москвы в Молдавии есть свои интересы. Россия не только связана с ней историческими и экономическими узами, но и более десяти процентов населения относятся к русскому меньшинству, а еще для пяти процентов русский — родной язык общения. Кроме того, в 90-е годы Россия создала вокруг своей военной базы автономную Приднестровскую Республику. Она расположена на востоке вдоль границы с Украиной, хотя и остается частью Молдавии, но ориентируется в большей мере на Москву, нежели на Киев. Русский своим родным языком считает и немало гагаузов, представители молдавского меньшинства, проживающего на юге страны. Русский является родным языком и для других молдавских меньшинств. Россия может этим пользоваться. Тем не менее важно, чтобы молдавские власти не ограничивались только обвинениями, а представили еще и факты, доказывающие российское вмешательство в выборы.
Однако трудно представить, чтобы Россия влияла на происходящее в Молдавии так же, как это делают Брюссель, США, Румыния и финансируемые Западом неправительственные организации. Апогеем их деятельности стал визит председателя Европейской комиссии фон дер Ляйен, которая за несколько недель до выборов прилетела поддержать Санду и пообещала молдаванам, что в ближайшие годы они получат от Брюсселя 1,8 миллиардов евро.
Даже если Россия на самом деле тратила десятки миллионов евро на операции влияния, как утверждают в Кишиневе, то по сравнению с финансовыми потоками с Запада все это мизерные суммы. Тем не менее деньги, обещанные фон дер Ляйен, — только вершина айсберга. О подлинном масштабе разложения молдавского нейтралитета предупредил венгерский дипломат и бывший посол в Молдавии Георги Варга.
После российского удара по Украине в Кишиневе запретили российские СМИ, отменили авиационное сообщение с Россией и заблокировали денежные переводы оттуда, хотя в РФ трудятся более 500 тысяч молдавских граждан. Власти также делали все, чтобы осложнить этим гражданам участие в выборах.
Молдаване, проживающие за рубежом, — значимая часть электората. Их насчитывается 40% от общего числа молдавских граждан трудоспособного возраста. Те, кто осел на Западе, несколько лет назад вознес Санду на президентский пост. За границей голосуют не по почте, как в некоторых других странах, а на временных избирательных участках. В необъятной России, где работают 40% всех молдаван, живущих за рубежом, молдавские власти организовали всего два избирательных участка. А в Италии их было 60, хотя там молдаван в четыре раза меньше, чем в России. Ту же модель применили и в других западных государствах. Молдаван, работающих на Западе, заманивали на выборы, а у тех, кто на Востоке, наоборот, отбивали желание голосовать.
Молдаване, которые обращаются к Западу, делают это непосредственно через своего западного соседа. Румыния в последние годы превратилась в главный опорный пункт США в области Черного моря. Американцы строят там свою крупнейшую европейскую авиабазу, которая будет вдвое больше баварского Рамштайна. Румынско-молдавские отношения специфичны. Молдавский язык настолько похож на румынский, что сегодня прозападная элита в Кишиневе утверждает, что это один и тот же язык. Однако прежде, когда прозападные тенденции еще были не в чести, молдавские власти, напротив, утверждали свою самостоятельность и нейтралитет за счет понятия "молдавский язык", на котором говорит подавляющее большинство граждан Молдавии. Перемены также проявляются в получении румынского гражданства. Из двух с половиной миллионов населения более чем у миллиона есть румынский паспорт, и к их числу относятся президент, премьер, большинство министров, депутатов, глав государственных органов и конституционных судей. С весны Румыния рассматривает закон о защите своих граждан за рубежом, который позволит вооруженную интервенцию в случае угрозы. Режим в Кишиневе хочет защищать как от внешней вооруженной интервенции, так и от гибридных угроз, в том числе недовольных меньшинств.
Зажатая между Востоком и Западом Молдавия делает решающий выборМолдавия отвергла прозападные изменения в конституции, пишет NYT. Санду надеялась, что организованный при поддержке ЕС и США референдум расставит все по своим местам. И он расставил — народ не хочет отказываться от России, только вот ее такой результат не устроил.
21.10.202400
Насколько Молдавия еще нейтральна, если все важные посты занимают граждане страны-члена НАТО и это государство берет на себя роль протектора? В последние годы в Молдавии также состоялось несколько десятков учений НАТО, и через ее территорию везут оружие Украине.
Также нейтралитет давно расшатывают неправительственные организации, поддерживаемые Западом. По словам бывшего президента Додона, в Молдавии их насчитывается более десяти тысяч, и в кампании перед референдумом НПО играли немаловажную роль. Молдавией занимается и печально известный Национальный фонд демократии, причастный к цветным революциям, дестабилизации неугодных режимов и экспорту демократии. Переплетение НПО и силовых структур, типичное для Центральной и Восточной Европы, воплощает глава молдавских спецслужб, любящий публичность. АлександрМустяцэ, один из многих представителей современной элиты с румынским паспортом, работал с 2013 по 2020 год в фонде Сороса в Молдавии, а ранее — в местном отделении НАТО. На его доклад в один из своих многочисленных оруэлловских моментов сослался Европейский парламент: в начале месяца там приняли резолюцию, осуждающую "внешнее вмешательство в политические процессы" в Молдавии. Некоторым европейским депутатам даже в голову не пришло, что их Брюссель вмешивается больше, чем кто-либо еще, и что резолюцией они вмешиваются сами.
Хотя сегодня на глазах у западных политиков и их молдавских подопечных разыгрывается финал украинской трагедии, им это совершенно не мешает раздувать новую катастрофу. А ведь ясно, что они действуют вопреки желаниям самих молдаван.Поэтому они ослабляют молдавский нейтралитет незаконно. Они не удаляют соответствующую статью из конституции, потому что большинство в этом их не поддержит, а предлагают добавить статью о вступлении в Европейский Союз. Несмотря на промывание мозгов в СМИ, угрозы со стороны властей и политиков, брюссельские взятки и ограничения избирательного права для неугодных избирателей, им едва удалось одержать верх. Арифметически результат неубедительный. Продолжат ли они, зависит от второго тура президентских выборов. Но даже если отказ от нейтралитета поддержит подавляющее демократическое большинство, это будет неразумный шаг. У Молдавии не то геополитическое положение, чтобы выигрывать от изоляции от Румынии или России. Молдавия должна дышать обоими легкими, а для этого ей требуется сохранить свой нейтралитет.
Автор: Петр Друлак (Petr Drulák)