Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
БРИКС демонстрирует решимость внести структурные изменения в мировой порядок, пишет Yeni Safak. Это объединение не является политическим блоком. Однако представляет собой платформу для взаимовыгодного сотрудничества, в которой развивающиеся страны нашли опору для сопротивления указкам Запада.
Гёзде Сёютлю (Gözde Söğütlü)
БРИКС, проводящий саммиты высокого уровня с момента своего основания и расширивший свою повестку дня от экономических и финансовых аспектов до вопросов региональной стабильности, мира и безопасности, демонстрирует решимость внести структурные изменения в мировой порядок. 22-24 октября 2024 года в Казани, Татарстане, состоялся 16-й саммит БРИКС+ на тему "Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности", отразивший стремление развивающихся экономик создать единый фронт борьбы на площадке многонациональных организаций. Принимающей стороной выступила Россия.
Путин показал, что не изолирован
Основными пунктами повестки саммита были дедолларизация и уменьшение зависимости от системы SWIFT, при этом встреча в России запомнилась многими беспрецедентными фактами. На саммите, ставшем крупнейшим событием в российской внешней политике, Россия, подвергшаяся жестким санкциям со стороны Запада на фоне украинской операции, начавшейся в 2022 году, приняла 36 глав государств, президент России Владимир Путин показал, что не изолирован на международной арене. Проведение саммита в Казани, где большинство населения составляют мусульмане, продемонстрировало нацеленность на развитие отношений со странами Глобального Юга.
Еще одним важным событием, которое вывело саммит БРИКС+ на первое место в международной политике, стало то, что генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш принял приглашение России и присутствовал на встрече. Участие Гутерриша в саммите БРИКС+ в период обсуждения нелегитимности и нефункциональности международных норм и институтов подтвердило необходимость таких многонациональных площадок. В Казанской декларации, принятой по итогам саммита, было отмечено, что продолжающиеся уже больше года геноцидные действия Израиля в Палестине провоцируют региональный конфликт, и вновь озвучен призыв к миру. Еще одним моментом, подчеркнутым в декларации, стал акцент на важности экономического сотрудничества с учетом негативных последствий, которые были вызваны в мировой экономике санкциями, введенными из-за украинского конфликта.
БРИКС несет в себе больший потенциал, чем G7 и ЕСВ отличие от ЕС и НАТО в объединении БРИКС все страны-члены имеют равные права, и гегемонов нет, сообщает dikGAZETE. По мнению автора, из-за недоверия к западным странам число желающих присоединиться к БРИКС и способствовать его развитию будет только расти.
26.10.202400
Вопрос о присоединении новых членов не был вынесен на голосование
Хотя западные страны говорят, что не рассматривают БРИКС+ как геополитического соперника и расширение группы не представляет реальной угрозы их весу в международной системе, на самом деле расширение БРИКС+, учитывая голоса развивающихся стран о невыполненных ожиданиях и потребностях и растущие день ото дня антизападные настроения, станет неизбежным. В этой связи еще одной важной темой саммита в Казани стала заявка Турции на членство в группе. Этот запрос на самом деле не нов, и он начал фигурировать в повестке дня Анкары после приглашения Турции на саммит БРИКС в 2018 году. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на этом саммите подчеркнул, что Турция руководствуется принципом "более справедливый мир возможен", и выразил решимость развивать диалог с БРИКС.
Однако на казанском саммите, хотя и было подчеркнуто, что двери БРИКС+ открыты для новых стран, отмечалось, что встреча направлена на интеграцию последних принятых стран-членов и присоединение новых участников пока не обсуждается. Вместо этого было объявлено, что страны, претендующие на членство, получат, если не право голоса в соответствии с определенными критериями, то статус партнера, который позволит им участвовать в различных встречах БРИКС+. Турция вошла в число 13 стран, получивших такой статус.
Осевой сдвиг или уравновешивающий фактор?
Тот факт, что Турция, один из ключевых кандидатов на вступление в Евросоюз, в случае присоединения к БРИКС+ и столь поворотного момента с геополитической точки зрения будет первым членом НАТО в этой группе, вызвал споры. Вероятность вхождения в БРИКС+ Турции, которая значительно усилит объединение ввиду своего экономического и демографического потенциала, послужила поводом для предположений о том, что Турция отдалится от Запада. Турция, ставшая более уверенной в себе и повысившая свое влияние на международной арене по мере своего экономического прогресса и развития, также трансформировала свое видение и доктрину внешней политики. Иначе говоря, Турция для достижения самостоятельности во внешней политике в соответствии с преобразованиями, происходящими в глобальном и региональном контексте, разработала политику, направленную на уменьшение зависимости от отношений с западными альянсами. Поэтому, в то время как в международной системе наметилась тенденция смещения глобального геополитического центра тяжести с западного полушария в Индо-Тихоокеанский регион, присоединение Турции к новым альянсам следует воспринимать как показатель ее решимости максимально защищать и продвигать свои национальные интересы, как расширение возможностей сотрудничества со странами — членами этих альянсов, а не отдаление от Запада.
БРИКС+ сформирован странами с различной внутриполитической динамикой и разными внешнеполитическими целями, поэтому не является политическим блоком, членство в нем не следует описывать понятием "осевой сдвиг". Президент Эрдоган также неоднократно заявлял, что участие в различных альянсах не означает отказа от НАТО. Заявка Турции на членство в БРИКС+ в то время, когда в мире вспыхнуло множество кризисов, несомненно, невозможно рассматривать независимо от глобальных и региональных событий. Кроме того, учитывая, что Эрдоган обращает внимание на то, что доминирование западных стран в международных институтах порождает невыгодные последствия для развивающихся стран и народов с точки зрения представительства, президент практически на каждой площадке говорит: "Мир больше пяти", — запрос Анкары на членство в БРИКС+ прямо пропорционален ее стремлению к более справедливому миру.
С присоединением к БРИКС+ в качестве члена или страны-партнера в рамках принципа многосторонности во внешней политике Турция получит экономические и дипломатические выгоды. Другими словами, Турция сможет использовать свое членство в БРИКС+ в качестве уравновешивающего фактора против давления и всевозможных указок со стороны Запада.