Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украина зависит от американской поддержки, поэтому пытается держаться подальше от хитросплетений американской политики, пишет FP. Киев опасается, что кто бы ни выиграл выборы, следующий президент США так и не увеличит поддержку.
Фабрис Депре (Fabrice Deprez)
За несколько дней до президентских выборов в США, которые чреваты далеко идущими последствиями для Украины, руководство в Киеве сосредоточено на одном: по возможности не встревать в эту гонку.
“Выборы в любой стране, которая поддерживает Украину, важны для нас, потому что это может сказаться на уровне поддержки, — сказал советник администрации президента Украины Михаил Подоляк. — Разумеется, мы не вмешиваемся во внутренний политический процесс. Мы не поддерживаем ни одного из кандидатов”.
Пытаясь лавировать, президент Владимир Зеленский в ходе сентябрьского визита в США встретился как с бывшим президентом Дональдом Трампом, так и с вице-президентом Камалой Харрис. Однако поездка показала, что вмешательством в американскую политику может считаться все что угодно: так, визит Зеленского на завод по производству боеприпасов в Скрэнтоне, штат Пенсильвания, который выпускает артиллерийские снаряды для нужд ВСУ, яростно раскритиковали республиканцы. Их возмутило, что украинского президента сопровождали трое демократов — и ни одного их однопартийца.
Но поскольку российские войска продолжают наступать на востоке Украины, а Москва перебрасывает в Курскую область северокорейские войска, Киев опасается, что следующий президент США, кто бы в итоге ни выиграл выборы, так и не увеличит поддержку до уровня, который позволил бы ВСУ снова загнать Москву в оборону.
“Увы, мы зависим от США, — посетовала депутат украинского парламента от оппозиции Соломия Бобровская. — Проблема в том, что нам будет трудно в любом случае, кто бы ни стал президентом. Если выиграет Трамп, Европе придется делать больше, а нам — действовать более независимо. Но даже если президентом станет Харрис, она продолжит курс [президента Джо] Байдена, не торопясь с решениями, а это для нас не вариант”.
США остаются главным союзником Украины с тех пор, как Россия ввела в страну войска в феврале 2022 года. Вашингтон оказал Киеву поддержку на общую сумму свыше 100 миллиардов долларов в несколько траншей. Однако на Украине неуклонно зреет разочарование из-за того, что Вашингтон опасается эскалации, а в США развернулись споры о целесообразности дальнейшей поддержки как таковой. Оба фактора способствовали длительным задержкам финансовой помощи и поставок передовых систем вооружений. Так, в начале года Вашингтон одобрил пакет помощи в 61 миллиард долларов лишь после полугода проволочек и до сих пор не позволяет Киеву бить в тыл России западным оружием.
Зеленский воспользовался своим визитом в США, чтобы представить Байдену “план победы” Украины из пяти пунктов. Он также в очередной раз призывал президента США — действующего или его преемника — и других западных союзников разрешить бить по территории России поставленным дальнобойным оружием. План также предполагает, что НАТО пригласит Украину в альянс. Пока что Вашингтон по всем вопросам лишь отмалчивается.
Однако Украина уже ощутила на себе последствия президентской кампании. Отказ администрации Байдена от новых мер поддержки украинские аналитики и чиновники трактовали как попытку избежать критики со стороны республиканцев в преддверии выборов.
“Возможно, действующий президент еще не сказал своего последнего слова в геополитике”, — сказал Подоляк, выразив укоренившуюся в Киеве надежду, что Байден после выборов воспользуется последними месяцами президентства и нарастит поддержку Украины.
Дальнейшее же покрыто мраком.
Целый ворох пренебрежительных комментариев Трампа в адрес Украины вообще и Зеленского в частности встревожил украинцев — как и лесть Трампа российскому лидеру Владимиру Путину. “Мы продолжаем давать миллиарды долларов человеку, который отказывается договариваться — Зеленскому”, — заявил Трамп своим сторонникам на предвыборном митинге в Северной Каролине в конце сентября. В мае 2023 года бывший президент США также заявил, что в случае переизбрания положит конец конфликту “за 24 часа”.
“Мы видим огромную разницу в риторике Трампа и Харрис. И это касается того, как оба кандидата отзываются о перспективе мирных переговоров, — сказала специалист по внешней политике и директор аналитического центра “Новая Европа” Алена Гетманчук. — Харрис продолжает курс Джо Байдена, утверждая, что лишь сама Украина вправе решать, как и когда начинать переговоры... тогда как Трамп явственно дал понять, что сам будет стремиться к некой договоренности”.
В некотором смысле сдержанность Киева насчет перспективы второго президентства Трампа даже удивительна. Очевидно, там надеются, что непредсказуемость и эгоцентричный стиль бывшего президента в итоге сыграют на пользу Украине, хотя и ожидают, что вскоре после переизбрания Трамп тут же надавит на Киев и Москву с призывом начать переговоры.
“Среди украинских политиков также теплится надежда, что даже если Трамп договорится с Путиным, тот тут же нарушит эту договоренность, и после этого Украина получит бóльшую поддержку от американского лидера, — добавила Гетманчук. — Но все понимают, что Трамп не возьмет и не влюбится в Украину ни с того ни с сего, — мы не настолько наивны”.
Харрис, напротив, слывет фигурой более предсказуемой и надежной. Но и она может вычеркнуть поддержку Украины из числа внешнеполитических приоритетов, когда США приходится решать массу других вопросов — включая кризис на Ближнем Востоке и соперничество с Китаем.
Киев в последние недели не раз повторял, что ему требуется усиленная поддержка Запада, чтобы занять выгодное положение на фронте и в итоге подтолкнуть Москву к началу мирных переговоров.
Однако военное положение Украины в этом году неуклонно ухудшалось. Взяв опорный пункт Угледар на юге Донбасса в начале октября, российские войска продвинулись к северу от шахтерского города почти на 9 километров. Продвижение идет со скоростью, невиданной с начала 2022 года, когда российским военным пришлось отступить из Киевской области, и выявило истощение ВСУ в этой части фронта. Кроме того, украинцы по всей стране готовятся к новым ударам по энергетической инфраструктуре — и, как следствие, затяжным отключениям электроэнергии.
“Меня действительно тревожит надвигающаяся зима, — сказала депутат Бобровская. — И я волнуюсь, что наши союзники только и ждут момента, когда мы больше не сможем воевать, чтобы сказать: “Что ж, мы сделали все возможное, чтобы поддержать вас — а теперь отправляйтесь на переговоры на условиях России””.
Фабрис Депре — независимый французский журналист из Киева