Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
У Трампа нет ни времени, ни желания на длительную дипломатию по Украине, пишет бывший премьер-министр Швеции Карл Бильдт на страницах FP. А послужной дипломатический список избранного президента США не сулит Киеву ничего хорошего, добавляет политик.
Карл Бильдт (Carl Bildt)
На длительную и сложную дипломатию у него явно нет ни времени, ни желания.
Правда ли избранный президент США Дональд Трамп — тот самый великий переговорщик, за которого он себя выдает, а российско-украинский конфликт на пороге мирного завершения? Нам остается лишь поверить ему на слово, когда он говорит, что не намерен затевать новых войн, — но это совсем не то же самое, что урегулировать действующий конфликт.
На первом сроке Трампа возникло три ситуации, которые могут послужить подсказкой о его талантах миротворца.
Первая — это его попытка договориться с “Ракетчиком”, как он прозвал северокорейского лидера Ким Чен Ына. Сначала Трамп пригрозил уничтожить Кима вместе с его страной, затем признался ему в любви и уважении на двух нашумевших встречах и, наконец, просто ушел от вопроса, ничего не добившись. Сегодня северокорейская ядерная программа продвинулась гораздо дальше с тех пор, как Трамп пытался ее остановить.
Второй момент — это Ближний Восток и, в частности, израильско-палестинский конфликт, которому Трамп тоже обещал быстрое и легкое разрешение. Мы получили исторические Авраамовы соглашения, заключенные под занавес его президентства,но не стоит забывать, что скроены они отнюдь в “дипломатическом ателье” Трампа. Напротив, это следствие предложения со стороны Объединенных Арабских Эмиратов признать Израиль, чтобы остановить обнародованные им планы аннексии оккупированного Западного берега. Если разобраться, то в основе ближневосточной стратегии команды Трампа лежали именно планы аннексии, а не соглашения, последовавшие гораздо позже. Сознательное невнимание к палестинскому вопросу, еще одна характерная черта его подхода, впоследствии продолжилось при администрации Байдена, и проложило путь к войне, охватившей регион сегодня.
Третьим и, пожалуй, самым поучительным конфликтом, к которому Трамп приложил руку как переговорщик, стал, конечно же, Афганистан. Хотя уходящий президент Джо Байден — главный виновник болезненной катастрофы, краха афганского государства и сумбурной эвакуации в августе 2021 года, мы не должны упускать из виду события, этому предшествовавшие. Во многом эта катастрофа была предрешена позорной сделкой, которую Трамп заключил с “Талибаном”* годом ранее, когда США согласились полностью отказаться от Афганистана в обмен на размытые обещания исламистской группировки.
Можно, конечно, назвать сегодняшнюю ситуацию в Афганистане миром, но этот “мир” очень далек от того, к чему стремились США и вся мировая общественность. К тому же “Талибан”* не просто упрочил свою власть над страной, но и взял ее в ежовые рукавицы, чего не было даже в 2001 году, когда США впервые вмешались, — а это явно не повод для гордости.
Чему же эти дипломатические попытки учат нас насчет обещания Трампа установить мир между Украиной и Россией за 24 часа? Увы, эти “подсказки” не внушают оптимизма.
На длительную и сложную дипломатию у Трампа явно нет ни времени, ни желания. Он убежден, что “настоящие” переговорщики не тратят время понапрасну. В детали он вникать не любит: все должно делаться быстро. Даже если делать скидку на типично трамповскую браваду, его слова о мире за “24 часа” вполне серьезны.
Как мы уже имели несчастье выяснить, Трампа не слишком заботят интересы союзников и партнеров США. Общаясь со “своим другом Кимом”, он оставил давних союзников США — Южную Корею и Японию — в пролете: в результате им осталось лишь недоверчиво наблюдать из-за кулис.
На Ближнем Востоке арабские партнеры Вашингтона пришли в ужас от поддержанного Трампом плана аннексии и начали действовать, чтобы не дать ему воплотиться в жизнь.
Но именно Афганистан — самая яркая иллюстрация того, чем все заканчивается, когда слабый переговорщик сулит всем мировую.
Давайте начистоту: Трамп был абсолютно прав, настаивая на мире в Афганистане. Самое его стремление закончить войну нареканий не вызывает — не в последнюю очередь потому, что четкого военного решения все равно не было. Но для мирного урегулирования, несомненно, требовалось участие различных афганских фракций и групп интересов. По сути, это была гражданская война, бушевавшая несколько десятилетий. Мы никогда не узнаем, был ли возможен подлинный мир, но достичь его определенно было непросто.
Однако Трамп не захотел даже пытаться и решил подписать капитуляцию перед “Талибаном”* — прицепив к ней несколько косметических, заведомо невыполнимых обещаний в вялой попытке сохранить лицо. Афганское правительство и другие нефундаменталистские силы страны были брошены на произвол судьбы. Трамп даже собирался отпраздновать разгром США, пригласив лидеров “Талибана”* к себе в Кэмп-Дэвид.
Остальное, конечно, уже история. За исключением незначительной корректировки графика на пару месяцев, Байден в целом придерживался курса Трампа. Моральный дух афганцев, боровшихся за достойное будущее своей страны, рухнул, и последовала неизбежная катастрофа.
Сегодня солдаты Кремля, недавно усиленные минимум 10 тысячами северокорейцев, захватывают деревню за деревней, пока российские ракеты и беспилотники утюжат украинские города и инфраструктуру. Что же принесут 24 часа миротворчества по-трамповски?
Предполагается, что команда Трампа потребует от Кремля и Украины объявить прекращение огня, чтобы заморозить конфликт, в надежде, что после этого он прекратится. Но их ждет неприятный сюрприз, поскольку президент России Владимир Путин ясно даст понять — как уже не раз делал с начала конфликта — что ни в каком прекращении огня он не заинтересован. Его устроит лишь капитуляция Украины и согласие на его главные требования — значительные ограничения безопасности и суверенитета Киева, а также сдача России еще большей территории.
Что же произойдет, когда Трамп и его команда поймут, что Путин не откажется от своих целей на Украине? Воспользуется ли Трамп “афганской моделью” и пойдет на капитуляцию перед Путиным по головам украинцев и европейцев? Что дальше: смирение с результатами, отказ от членства в НАТО и серьезных вооруженных сил, снятие западных санкций и фактический контроль России над политикой и будущим Украины?
Нет сомнений, что именно этого добивается Путин. Он убежден, что США по силам вынудить украинцев и европейцев пойти на фактическую капитуляцию.
Чего Россия и Украина ждут от второго президентства ТрампаАдминистрация Трампа возьмет на себя ведущую роль в переговорах по прекращению огня на Украине, пишет The New Yorker. Путину такое развитие событий придется по нраву. Для Украины Трамп принесет непредсказуемость, но и возможность закончить конфликт.
18.11.202400
Если судить первому сроку Трампа, он вполне может соблазниться “афганской моделью”. Это единственная сделка, которую удастся провернуть за 24 часа. Союзники и партнеры окажутся не у дел. Зато главный спонсор его кампании Илон Маск наверняка одобрит.
Но такая сделка будет означать еще бóльшую катастрофу, чем поражение США в Афганистане. Председатель КНР Си Цзиньпин будет глупцом, если не увидит в ней образца для подражания при захвате Тайваня. Режимы в Тегеране и Пхеньяне убедятся в том, что сделали верный исторический выбор. Миллионы украинцев покинут свою родину. Путин осмелеет и двинется дальше. Вера в США по всей Европе рухнет окончательно.
Все мы учимся на собственном опыте. Трамп и его команда вполне могли бы оглянуться назад и заключить, что США не нужна еще одна катастрофа — и что он может начать свой новый срок с того, что удержит рубежи и продемонстрирует, что не намерен поощрять агрессию.
Карл Бильдт — сопредседатель Европейского совета по международным отношениям и бывший премьер-министр Швеции
*террористическая организация, запрещенная в России