Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Байден разрешил Украине бить ракетами ATACMS по России, но только по Курской области, пишет The Spectator. Таким образом, он не пересек красную линию Путина, а лишь "заступил за нее одной ногой". Киеву такой "подарок" только обеспечит еще больше проблем.
Сергей Радченко (Sergey Radchenko)
Президент Байден медленно, но целенаправленно переступает последнюю красную черту Владимира Путина на Украине — в тот самый момент, когда все, похоже, и думать забыли о его существовании. После нескольких месяцев неустанных просьб президента Зеленского Соединенные Штаты, наконец, дали Киеву зеленый свет на использование американских ракет (ATACMS) для нанесения ударов вглубь территории России.
В новостях указывается, что разрешение Байдена распространяется пока только на российские и северокорейские войска, дислоцированные в Курской области. Оно направлено на то, чтобы помочь Киеву удержать часть российской территории, которую он оккупировал в августе 2024 года, и в то же время дать северокорейцам понять, что за участие в конфликте на стороне России придется заплатить.
Иными словами, Байден не столько "пересек" обозначенную Путиным красную черту, сколько "заступил за нее одной ногой". Весьма характерно для президента, который до сих пор проявлял исключительную осторожность в общении с Путиным — вполне оправданную, учитывая как высоки ставки. Однако недоброжелатели Байдена утверждают, что президент спасовал перед угрозами Путина, тогда как более ранние и решительные действия могли бы изменить ситуацию на поле боя.
Однако в данный момент мало кто верит, что авиаудары по Курской области изменят исход боевых действий. Однако если бы Украине разрешили в итоге использовать эти ракеты более масштабно, то, возможно, она смогла бы как минимум сдерживать удары России по своей энергетической инфраструктуре, угрожая нанести ответный удар по аналогичным целям в глубине ее территории. На фоне подготовки украинцев к предстоящим холодам, сдерживание российских ударов будет иметь куда большее значение, чем неопределенная перспектива удержания Курска.
Великобритания и Франция, как сообщается, последовали примеру США и разрешили Украине использовать Storm Shadow для нанесения ударов по российским целям (позже эта информация была опровергнута — прим. ИноСМИ). Их уже применяют по базам и скоплениям войск в Крыму и в Донбассе.
Комментируя сообщения СМИ, Зеленский просто сказал, что "ракеты сами за себя скажут". Его сейчас больше всего беспокоит не столько то, сможет ли он использовать их в Курске, сколько то, хватит ли у него ракет, чтобы вообще их где-то использовать.
Решение Байдена вносит важную поправку в продолжающееся обсуждение ситуации на Украине. Избранный президент Трамп обещал положить конец конфликту "за 24 часа". Зеленский — вероятно, в стремлении расположить к себе известного своей непредсказуемостью Трампа — заявляет, что с его приходом в Белый дом все "закончится быстрее".
Основной посыл здесь в том, что новый президент как-то убедит или принудит Путина вступить в переговоры. Предполагалось, что разрешение на использование ATACMS будет одним из припасенных им козырей. Его будущий советник по нацбезопасности Майкл Уолц недавно говорил, что "если он [Путин] откажется говорить, Вашингтон может... предоставить Украине больше оружия с меньшими ограничениями на его применение. Столкнувшись с таким давлением, господин Путин, вероятно, воспользуется возможностью и свернет конфликт".
Что же, теперь эту карту разыгрывает Байден. Если ему не удастся поставить Путина на колени (что почти нереально, и Белый дом это признает), тогда стоит задаться вопросом, какие еще карты могут быть у Трампа на руках.
Безусловно, у Америки в этой игре много вариантов, но в любом случае ей предстоит оставаться в игре. Идея о том, что конфликт можно прекратить на разумных условиях всего за несколько дней или месяцев, — не более чем принятие желаемого за действительное, желание закрыть украинский вопрос. Проблема в том, что Путин не рассчитывает на краткосрочную перспективу. Он взял на себя определенные обязательства и не станет все завершать через компромисс даже под градом критики.
Отреагировать на решение Байдена Путину тоже придется. Он неоднократно и публично обещал нанести ответный удар, который "фундаментально изменит" характер конфликта, превратив его в войну между Россией и Западом. Ранее президент уже велел Министерству обороны дать рекомендации относительно ответа Москвы.
Тем не менее, российский лидер прекрасно знает, что, несмотря на все пропагандистские заявления, его страна по факту не находится в состоянии войны с Западом, и навлечь ее на себя ударом по западным базам или инфраструктуре — как предполагала американская разведка — было бы чрезвычайно рискованно. Путин вполне может решить, что безопаснее подавить гордость и сделать вид, что ничего не происходит. Тем более, подобное уже бывало раньше.
19 ноября российско-украинский конфликт достигнет отметки в 1000 дней. Кто бы мог подумать, что Украина станет в итоге бить по России ракетами американского производства? Путин, безусловно, такой возможности не предвидел. Но вот мы имеем то, что имеем. Дряхлый американский президент оставил Украине прощальный подарок, сулящий новые сложности и без того запутанному конфликту, который, как представляется, все еще очень далек от разрешения.