Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
По всей видимости, в распоряжении Киева имелось лишь порядка 50 ракет большой дальности, поэтому ждать града из ATACMS не следует, пишет Forbes. Передать Украине больше таких ракет США вряд ли захотят — самим мало.
На следующий день после того, как "Нью-Йорк таймс" опубликовала новость о том, что президент Джо Байден разрешил Украине запускать американские армейские тактические системы ATACMS по целям на территории России, батарея ВСУ выпустила восемь 1 700-килограммовых высокоточных ракет по обширному складу боеприпасов в Брянской области, в 100 километрах от украинской границы (Минобороны России сообщило о шести ракетах ATACMS, пять из которых были сбиты, а еще одна повреждена. – Прим. ИноСМИ).
Министерство иностранных дел России заявило, что местные ПВО сбили пять ракет с GPS-наведением, каждая из которых несет около 1 000 бомб размером с гранату. Но на видео со склада, которое отправилось гулять по сети во вторник утром, виден пожар — свидетельство ущерба от пролившегося дождя из бомб.
Теперь, когда ей дозволено стрелять лучшими боеприпасами американского производства по целям на российской земле, Украина сможет нанести “гораздо больший ущерб”, считает основатель украинской аналитической группы Frontelligence Insight с псевдонимом Татаригами. Но есть существенные ограничения.
Во-первых, сообщается, что Белый дом разрешил удары строго по Курской области и вокруг нее на западе России, где примерно 20-тысячный контингент ВСУ защищает выступ площадью 650 квадратных километров от более чем 50-тысячного корпуса из российских и северокорейских войск (в РФ ранее обращали внимание на то, что у США нет подтверждений тому, что на СВО якобы присутствуют военные из КНДР. А в КНДР называли обвинения в адрес Пхеньяна в отправке военных в Россию "грязными маневрами" США и их союзников, чтобы замаскировать собственные преступления и затянуть конфликт на Украине. – Прим. ИноСМИ). Целью ударов ATACMS во вторник стал 67-й арсенал Главного ракетно-артиллерийского управления в Брянской области — к западу от Курска.
Во-вторых, в украинском арсенале, по всей видимости осталось не так много ATACMS с дальностью полета 305 километров. Возможно, Киев получил всего две партии ракет производства 1990-х: одну в конце 2023 года и еще одну в марте. В совокупности ВСУ могли получить менее 50 ATACMS. За последний год украинская армия провела не менее восьми ударов, и в большинстве из них было задействовано по несколько ракет.
Таким образом, первые две партии ATACMS могут быть на исходе. Администрация Байдена все еще имеет полномочия передать Украине излишки американского оружия на миллиарды долларов и пообещала воспользоваться ими сполна до вступления в конце января в должность избранного президента Дональда Трампа, выступавшего против дальнейшей помощи Украине.
Эти миллиарды долларов могли бы заменить большое количество ATACMS — каждая ракета на момент производства стоила около 1 миллиона долларов.
Но армия США стремится сберечь собственный запас ATACMS, который в настоящее время исчисляется сотнями штук, до тех пор, пока не стала широкодоступной высокотехнологичная замена под названием “высокоточная ударная ракета” (Precision Strike Missile). Еще в 2021 году армия выборочно проверила старейшие ATACMS в своем арсенале производства еще начала 1990-х, чтобы убедиться, что их ракетные двигатели и другие узлы работают.
Учитывая скудность поставок, Киев мог бы сберечь свои ATACMS для самых ценных целей, чье уничтожение будет иметь каскадный эффект на российский потенциал. “Концентрированное использование дальнобойного оружия может нанести чрезвычайный ущерб выбранным целям, тем самым пробив практически выгодные бреши в обороне России”, — объяснил аналитик Королевского института объединенных оборонных исследований в Лондоне Джек Уотлинг.
Удар по арсеналу под Брянском, по всей видимости, можно считать хорошим примером эффективного применения ATACMS. В теории уничтожение арсенала могло бы ограничить поставки боеприпасов российским и северокорейским войскам под Курском и создать в этом секторе разрыв в огневой мощи. “Вопрос в том, способны ли украинские военные воспользоваться образовавшимся разрывом”, — написал Уотлинг.
В любом случае, не ждите града из ATACMS — даже при том, что у Украины развязаны руки. Рассчитывайте скорее на ракетные удары по ключевым целям — в частности, по складам и аэродромам под Курском и вокруг него в течение ближайших недель.
К концу января возможны или даже вероятны два момента. Украина может израсходовать свой запас ATACMS, а новая администрация Трампа может сократить или даже полностью свернуть американскую помощь, а также отменить разрешение ВСУ бить по целям в России американским оружием.
Это не будет означать конец дальних ударов ВСУ. Киев разрабатывает собственные боеприпасы, включая крылатые и баллистические ракеты и беспилотники, и волен развертывать их, не спрашивая ни у кого разрешения. “Все это мы будем использовать”, — заявил президент Украины Владимир Зеленский.
Но ATACMS исключительно эффективны даже в малом количестве. Украина должна воспользоваться коротким и крайне разрушительным сезоном ATACMS, пока ракеты не кончились, военная политика не изменилась, а украинским силам не пришлось опираться на боеприпасы местного производства.