Победа Трампа и растущий интерес Глобального Юга к БРИКС

JB Press: Япония глядит на мир глазами Америки и упускает важные тенденции

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Японские СМИ видят мир глазами Америки и Европы, поэтому упускают тенденции Глобального Юга, пишет JB Press. Но все меняется. Токио необходимо обратить внимание и на динамично развивающиеся страны Азии и Африки и на БРИКС, к которому те тяготеют.
О перспективах взаимодействия Японии и БРИКС
Однажды моя нигерийская коллега, консультант по вопросам экологии и возобновляемым источникам энергии, сказала: "Я бы проголосовала за Трампа, если бы могла". Позиция Трампа по вопросам изменения климата, гендерной и расовой повестки всем известна, и я был ошеломлен и не находил объяснения её словам. Мы поговорили еще и сошлись во мнении, что вмешательство Америки в дела Африки и Ближнего Востока, вызывает отторжение. Трамп, придерживаясь стратегии "Америка прежде всего", вероятно, сосредоточится на решении внутренних проблем и сократит вмешательство в конфликты и дела других стран. В таком случае в выгодном положении окажется Глобальный Юг. Развивающиеся и наименее развитые страны мира хотят строить независимую внешнюю политику, свободную от чрезмерного влияния США.
В октябре, незадолго до президентских выборов в США, страны Глобального Юга проявили большой интерес к участию в БРИКС.
БРИКС (англ. BRICS) — аббревиатура, составленная из первых букв английских названий пяти стран-участниц. Это Бразилия (Brazil), Россия (Russia), Индия (India), Китай (China) и ЮАР (South Africa).
Впервые ее использовал американский инвестиционный банк Голдман Сакс в 2001 году для обозначения стран с высоким потенциалом экономического роста. В 2009 году в Екатеринбурге состоялся саммит четырех стран. Позднее к ним присоединилась ЮАР. В январе 2024 года в объединение вступили Иран, Египет, ОАЭ и Эфиопия.
В октябре этого года в Казани прошел саммит БРИКС. В расширенном заседании приняли участие лидеры 36 стран Азии и Африки. 13 стран получили статус партнеров БРИКС, среди них Турция, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Вьетнам, ОАЭ, Иран, Белоруссия и Нигерия, родина моей коллеги – консультанта по вопросам экологии. С антизападным Ираном и Белоруссией все понятно. Вопросы вызывает присоединение Турции, ОАЭ, Таиланда, Малайзии и Индонезии. Эти страны считаются ориентированными на Запад. Турция, будучи членом НАТО, не участвует в экономических санкциях против России. Выступая в роли посредника между Россией и Западом, Стамбул пытается усилить свое влияние. Считается, что участие Таиланда обусловлено желанием укрепить экономические связи с Китаем – его крупнейшим торговым партнером.
По словам президента Путина, более 30 стран выразили желание присоединиться к БРИКС. С большей долей вероятности фокус внимания Глобального Юга переключится на БРИКС. Поговорим о причинах такого интереса.
Во-первых, участие в БРИКС предоставляет возможность расширения экономических связей, торговли и инвестиций. Доля его ВВП в мировой экономике продолжает увеличиваться. По данным МВФ, паритет покупательной способности уже превысил показатели "Большой семерки". Ожидается дальнейшее увеличение разрыва.
Многие страны БРИКС имеют высокие темпы роста населения, их роль в мировой экономике, несомненно, возрастет. Очевидно, что желающих присоединиться к БРИКС для обеспечения дальнейшего экономического развития будет еще больше.
Во-вторых, это возможность диверсификации рисков в условиях фрагментации мировой экономики. БРИКС стремится уйти от глобальной экономической модели через создание международной платежной системы, которая заменит SWIFT. На основе существующей системы международных расчетов BRICS Pay создана возможность осуществления платежей в национальной валюте между странами-участницами.
Блокировка SWIFT, как одна из санкционных мер против России, жесткая политика США в отношении Китая (повышение пошлин и др.), подсвечивают опасность зависимости от западной экономики. Участие в БРИКС позволит странам Глобального Юга хеджировать риски. В настоящее время обсуждается создание новой валюты БРИКС. Если решение будет принято, она имеет все шансы стать одной из ключевых валют в международной финансовой системе.
В-третьих, многие не принимают лицемерную политику США. Занимая жесткую позицию в отношении России в конфликте с Украиной, Соединенные Штаты многое позволяют Израилю в палестинском конфликте. Вашингтон часто вмешивался в конфликты в Азии, Африке, Латинской Америке. Всё зависит от того, кто стоит у власти: про- или антиамериканские силы.
Автор долгое время жил в странах Ближнего Востока и Африки, беседовал с местными жителями и часто замечал сильные антиамериканские настроения. Эти настроения очевидны при голосовании на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН и в Совете Безопасности. Все больше стран выступают против предложений США и Запада или воздерживаются от них. Если при Трампе Америка ослабит свое внешнеполитическое влияние, эти страны воспользуются моментом и устремятся в БРИКС.
Японские СМИ освещают события в мире через призму американской политических взглядов, поэтому упускают тенденции Глобального Юга. Однако чрезвычайно важно следить за ними.
Индонезия, Малайзия и Таиланд стали партнерами БРИКС
Конечно, и в БРИКС есть свои проблемы. Намерения стран-участниц и стран-партнеров в чем-то сильно расходятся, отличается степень зависимости от западного лагеря и США. Кроме того, неясно, какие перспективы у международных платежей и новой валюты. Китайская экономика, которая считается движущей силой БРИКС, также переживает спад.
Тем не менее, японским компаниям, стремящимся к глобальной экспансии, следует привлекать в качестве партнеров и страны БРИКС, и активно развивающийся Глобальный Юг, сохраняя при этом фокус на США и Западе. Особое внимание нужно уделить поддержке платежей в валютах отличных от доллара США.
Глядя на мир глазами Америки и Европы, мы упустим важные тенденции, происходящие в мире. Вероятно, избрание Трампа станет началом тектонического сдвига нынешнего мироустройства.
Автор: Тосиюки Яманака, работал в МИД Японии, отвечал за ближневосточное направление и глобальные экологические проблемы. Работал в Египте, Англии и Саудовской Аравии. В 2000 году перешел в Японский исследовательский институт.
Обсудить
Рекомендуем