Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Стремительное продвижение русских не случайно, пишет Onet. Русские не идут в лобовую атаку с большими потерями, а окружают позиции ВСУ, да еще и захватывают вырытые ими укрепления, сокрушается автор. И это только две причины, почему украинский фронт скоро рухнет.
Уже несколько недель подряд СМИ сообщают о том, что фронт на Украине "трещит". Эти сообщения совпадают с моими наблюдениями, полученными во время недавней поездки в Донбасс. Сопоставляя заслуживающие доверия данные с моими собственными наблюдениями и с тем, что я услышал от военных непосредственно на месте, я хотел бы назвать пять основных причин слабости украинского фронта — от фундаментальных проблем с мобилизацией до новой тактики, которую стали использовать русские.
Пребывание на украинско-российском фронте — это уникальная возможность сравнить обстановку на месте и рассказы бойцов с тем, что мы наблюдали полгода или год назад. И состояние самого фронта, и разговоры с офицерами и солдатами складываются в единую картину, которая совпадает с проверенными данными от экспертов. Вот основные причины, по которым украинский фронт может быть прорван уже в ближайшее время.
1. Дефицит личного состава и проблемы с мобилизацией
Хотя ни одна из сторон не предоставляет официальных данных, аналитики вполне согласны с тем, что в настоящее время количество действующих украинских военнослужащих составляет около 900 тысяч, а русских — примерно 1 миллион 320 тысяч. В сентябре Владимир Путин отдал приказ увеличить эту цифру еще на 180 тысяч, к чему нужно прибавить около 10 тысяч поддерживающих Россию северокорейских военнослужащих (Данная информация не подтверждена официальными источниками. – Прим. ИноСМИ).
Россия с населением около 140 миллионов человек имеет огромное демографическое преимущество перед Украиной. Еще до начала конфликта население Украины постепенно уменьшалось, достигнув по состоянию на февраль 2022 года примерно 40 миллионов. Однако демография — не единственная проблема этой страны.
С начала конфликта Киев испытывал сложности с проведением мобилизации. Замена военных комиссариатов еще советского образца вроде бы более современными ТЦК — территориальными центрами комплектования — не дало ожидаемых эффектов. В хаосе военного времени администрация многих призывников просто "теряет".
На все это накладываются коррупционные проблемы. Во время моей октябрьской поездки на Украину ее общественное мнение было шокировано очередной крупной аферой: в квартире главы медицинской комиссии в городе Хмельницкий силовики нашли 6 миллионов долларов наличными. Они были получены за выдачу поддельных справок об инвалидности, которые освобождали их обладателей от призыва на военную службу. Это один из многих скандалов такого рода, которые сотрясают Украину как минимум с весны 2023 года.
Зеленский, явно избегая брать на себя политическую ответственность, пока воздерживается от объявления всеобщей мобилизации, но от этого ситуация лучше не становится.
В итоге на фронте находятся крайне уставшие и демотивированные солдаты, демобилизация которых была приостановлена на неопределенный срок еще в феврале 2022 года. Поскольку их мало, возникает также проблема с их ротацией, что не позволяет обеспечить солдатам необходимые отдых и восстановление.
В результате мобилизационных проблем Вооруженные силы Украины стали, пожалуй, самой старой армией в мире. По состоянию на ноябрь 2023 года средний возраст военнослужащего ВСУ составлял 43 года. Ситуацию не спасло снижение мобилизационного возраста с 27 до 25 лет. Этот шаг Зеленского, возможно, и дал бы фронту дополнительные десятки тысяч солдат, если бы мобилизационная система страны работала эффективно. Достаточно зайти в первое попавшееся кафе в Славянске, чтобы убедиться в том, что украинская армия очень возрастная: отдыхающие там мужчины в форме относятся, как правило, к людям среднего и пожилого возраста.
На все это накладываются проблемы в виде более частых случаев самовольных отлучек из частей и откровенного дезертирства. Из-за сокращения количества военного персонала дезертиров ловят все реже, что, в свою очередь, провоцирует на побег новых военных, и так по кругу.
2. Нехватка техники и боеприпасов
С самого начала конфликта Россия обладала значительным преимуществом в технике и боеприпасах. В первые месяцы 2022 года это преимущество в использовании основных боеприпасов на поля боя, то есть в артиллерийских боеприпасах калибра 155 мм (натовского стандарта) или 152 мм (русский стандарт) составляло 10:1 в пользу России. В то время русские выстреливали до 60 тысяч таких снарядов в сутки, а украинцы лишь 6 тысяч (сегодня интенсивность обстрелов снизилась, русские артиллеристы выпускают примерно 10 тысяч снарядов в сутки, ВСУ – в два-три раза меньше.
Значительной поддержкой для украинцев на начальном этапе боевых действий была большая численность ВСУ и поставляемые с Запада современные системы вооружения, что позволило украинцам осенью 2022 года вернуть часть занятых Россией территорий.
Страшный кризис начался осенью 2023 г. После неудачного украинского контрнаступления Сенат США затормозил помощь Киеву в размере 61 миллиарда долларов. В течение следующих месяцев украинцы воевали в условиях дефицита техники и боеприпасов. Когда в апреле 2024 года помощь Киеву наконец-то удалось провести через Сенат, казалось, что эти деньги помогут быстро привести украинскую армию в надлежащее состояние. Однако ожидаемых результатов не последовало. В конце октября Зеленский объявил, что пока что Украина получила лишь 10% одобренной конгрессом США помощи.
В каком-то смысле Запад не столько не хочет, сколько просто не может должным образом поддержать Украину. В настоящее время российская военная промышленность производит 3 миллиона артиллерийских боеприпасов в год. Это в три раза больше, чем весь Запад. И хотя высокоточные западные системы способны нанести противнику больший урон меньшим количеством снарядов, количественная диспропорция слишком велика, чтобы дать Украине преимущество или хотя бы уравнять свои возможности с потенциалом противника. Даже склонные к преувеличению украинские СМИ подсчитали, что Киев получил менее 12 единиц снарядов старой модификации еще в 2023 году и менее 50 единиц снарядов более новой версии в настоящее время, отметив, что сколько из них уже были израсходованы, неизвестно.
3. Растягивание фронта
Уже более двух лет длина фронта на Украине остается в пределах 1 тысячи километров, включая украинско-российскую границу на севере, на которой время от времени также случались инциденты, и значение которой возросло после нападения украинцев на российскую Курскую область. И все же большую часть этого периода основные военные действия ограничивались территорией Донбасса и спорадически боями на южном участке фронта.
Однако в последние месяцы русские растянули "горячую" часть линии фронта, оказывая давление и на востоке, и на юге. В августе украинцы нанесли удар по Курской области, чтобы связать там российские войска и разгрузить собственные силы на остальных участках фронта. Этот маневр был успешным лишь в том смысле, что часть российской территории может стать сильным козырем в возможных переговорах о перемирии. Но оттянуть значительные российские силы с остальных участков фронта украинцам не удалось.
Спустя две недели после захвата украинцами части Курской области я связался с солдатами, воевавшими по всей линии фронта в Донбассе, чтобы спросить их, принесли ли действия их боевых товарищей в Курске хоть какое-то временное облегчение в условиях постоянного российского натиска. Военные ответили, что ничего подобного не произошло. При этом они били тревогу по поводу того, что под огромным давлением остаются два ключевых города: Покровск и Торецк.
"Никто здесь не хочет на фронт": на Украине платят, чтобы не идти воеватьСистема проведения мобилизации на Украине снизу доверху пронизана коррупцией, и за деньги можно получить освобождение от призыва, пишет Le Figaro. Те, кто не может заплатить, бегут за границу или месяцами сидят дома, не выходя на улицу.
28.11.202400
Единственным местом, где было спокойно, назывался стратегически расположенный Часов Яр — город, в котором украинцы блокируют продвижения русских к ключевым городам Донбасса — Краматорску и Славянску. Вскоре выяснилось, что это спокойствие было лишь временным. Сегодня по крайней мере треть города остается в серой зоне боевых действий. Говорить о том, что эта зона контролируется украинцами, не приходится.
Точно такие же тревожные вести поступали тогда с южного участка фронта. Русские явно пользуются усталостью украинских защитников, а также нехваткой у ВСУ личного состава и техники. И это не единственная новая тактика, которую российская армия использует на протяжении последних месяцев.
4. Окружения вместо лобовых штурмов
Борьба за городские застройки уносит больше всего жизней. Здесь работает правило, согласно которому потери наступающих во много раз превосходят потери среди обороняющихся. В учебниках говорится, что для эффективного наступления атакующие должны иметь как минимум пятикратное преимущество в людях. В городах эта пропорция еще больше.
Классическим примером больших потерь при лобовых штурмах стала битва за Артемовск (Бахмут). (…)
Несколько последних месяцев штурмам русские предпочитают тактику окружения населенных пунктов и отрезания их от путей снабжения. Только в октябре благодаря этой тактике они заняли два важных города: Угледар и Селидово.
В настоящее время аналогичным образом они действуют в боях за ключевой для Донбасса с точки зрения логистики город Покровск. Постоянное продвижение российских войск с юга и севера привело к тому, что уже в сентябре украинцы стали говорить о риске окружения. В этой русской тактике чрезвычайно полезны оказались дроны-камикадзе, которые пролетают над городом и обстреливают трассу, по которой осуществляется снабжение Покровска с контролируемых украинцами западных территорий. В октябре мы собирались попасть в город именно по этому маршруту, однако сделать это оказалось невозможным из-за слишком большой активности русских БПЛА.
Такая тактика, особенно с учетом массового использования беспилотников, более эффективна и менее затратна с точки зрения потерь в личном составе, чем лобовые атаки.
Итальянцы на украинском фронте: "Здесь на поле боя не хватает всего"В рядах ВСУ воюет много иностранных наемников, в том числе из Европы и США, пишет Corriere della sera. Их общее количество оценивают в тридцать тысяч человек. Многие уже погибли, некоторые попали в плен. А те, кто еще жив, говорят, что русские воюют куда лучше украинцев.
27.11.202400
5. Русские захватывают укрепления
Последней, возможно, менее заметной, но чрезвычайно важной причиной возможного прорыва украинской линии фронта является проблема укреплений.
"Уже и не сосчитать, сколько блиндажей и окопов я вырыл русским", — сказал мне недавно солдат, воюющий сейчас в Донбассе.
Нехватка у ВСУ личного состава проявляется не только в дефиците военных на фронте, но и, что не менее важно, в дефиците инженерных подразделений, которые, в частности, занимаются строительством укреплений. Этот чрезвычайно длинный фронт нуждается в огромном количестве рабочих рук и техники для создание фортификационных сооружений. На данный момент Киеву не хватает ни того, ни другого.
Укреплению некоторых участков фронта не уделялось должного внимания. Так произошло, например, с тем участком, что расположен в районе атакуемого русскими Покровска, потому считалось, что эту территорию надежно защищала "неприступная крепость" Авдеевка. Когда в феврале этого года Авдеевка пала, оборона на этом участке посыпалась, как карточный домик. Сегодня этот город находится уже в глубине занятой русскими территории, на расстоянии более 40 км от линии боевого соприкосновения.
Столь стремительное продвижение русских в этом районе не случайно. Украинцы часто не успевают строить укрепления. А те, которые они оставляют, занимают русские военные, которым остается только добавить свои защитные структуры к уже существующим. При быстром продвижении войск противника строительство оборонительных сооружений всегда является проблемой.