Использовать термин "эскалация" в отношении украинских ударов по России неправильно

CNN: Россия заставила Запад принять ее правила игры на Украине

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Москва вынуждает Запад смотреть на украинский конфликт под российским углом, сообщает CNN, называя это "очередным примером успеха кремлевской стратегии". Россия ведет сражения не только на поле боя — и заставляет западные страны действовать в соответствии с ее оценкой ситуации.
Кристиан Эдвардс (Christian Edwards)
На всем протяжении длящегося тысячу дней конфликта российский президент Владимир Путин неоднократно предупреждал западных союзников Киева о серьезных, возможно, ядерных последствиях, если они пойдут на "эскалацию" военных действий, передав Украине оружие, необходимое для самообороны.
В этом месяце угрозы Путина зазвучали еще более устрашающе, когда администрация Байдена наконец-то разрешила Киеву наносить удары дальнобойными американскими ракетами по целям в глубине российской территории. Путин в ответ внес изменения в ядерную доктрину своей страны и осуществил по Украине пуск новой баллистической ракеты, способной нести ядерный заряд. Этот сигнал был воспринят как явная угроза сторонникам Киева: не испытывайте наше терпение.
Но военные действия длятся почти три года, и эти события приобрели хорошо знакомый характер. Всякий раз, когда Украина обращается с просьбой — сначала поставить ей танки, потом истребители, затем кассетные боеприпасы, а после этого дальнобойное оружие — союзники начинают мучительно думать, давать это оружие или нет. Они боятся эскалации конфликта и ответной реакции России.
Но всякий раз, когда Запад соглашался выполнить просьбы Украины, самые серьезные угрозы России не воплощались. То, что прежде было под запретом, вскоре становилось нормой.
Когда рухнул очередной запрет, Путин выступил с новыми, более жесткими угрозами. Но как сообщили CNN аналитики, очень мало оснований считать, что на сей раз все будет иначе.
По их словам, возбужденная мировая реакция на предоставленные Украине новые полномочия — это очередной пример успеха кремлевской стратегии, в рамках которой Москва вынуждает Запад смотреть на этот конфликт на российских условиях, называя "эскалацией" каждую новую попытку Украины оказать сопротивление российской агрессии.
Кремль ведет сражения не только на поле боя. Он борется за то, чтобы Запад выдвигал аргументы, исходя из российских посылок, а не из своих собственных. Он хочет добиться, чтобы Запад "принимал решения в создаваемой Кремлем альтернативной реальности, что позволило бы России побеждать в реальном мире", отметил в своем мартовском докладе Институт изучения войны.
Соавтор доклада Екатерина Степаненко рассказала CNN, что такая стратегия — это возрожденная советская концепция "рефлексивного контроля", когда государство навязывает противнику ложный выбор, вынуждая его принимать решения вопреки собственным интересам.
"Упорные дебаты на Западе и задержки с поставкой военной помощи на Украину — это наглядный пример успешного применения Кремлем стратегии рефлексивного контроля, которая принуждает Запад постоянно сдерживать себя, в то время как Россия регулярно идет на эскалацию военных действий", — сказала Степаненко.
Такую стратегию можно было увидеть в действии в четверг, когда Россия нанесла мощный удар по украинской электроэнергетической системе. Хотя Путин назвал это нападение ответом российской стороны на решение администрации Байдена по оружию большой дальности, в прошлом России не нужны были предлоги для нанесения таких ударов.
Недавние изменения, внесенные западными союзниками Украины в свою политику после того, как Россия направила на передовую примерно 11 000 северокорейских военнослужащих (эту информацию Москва официально опровергла, — прим. ИноСМИ), "не являются эскалацией, как это пытается представить Кремль", отметила Степаненко.
"Россия начала ничем не спровоцированную масштабную военную операцию на Украине и часто идет на обострение военных действий, чтобы удержать инициативу на поле боя. Разрешение, данное Киеву на применение дальнобойных систем по России, позволит Украине сравнять свои боевые возможности с российскими", — сказала она.
"Бредовая" политика
В этом году администрация Байдена отправила на Украину американские Армейские тактические ракетные системы ATACMS, но поставила строгие условия, как эти ракеты применять. Ими можно наносить удары по российским целям на оккупированных территориях Украины, но ни в коем случае не по российской территории.
Бывший директор натовского Центра по контролю вооружений, разоружению и нераспространению оружия массового уничтожения Уильям Альберк (William Alberque) назвал такую политику бессмысленной — и дающей огромные преимущества России.
"Поставив на Украину ATACMS, но разрешив наносить ими удары только по занятым Россией украинским территориям, мы подали Москве сигнал: знаете что? Если вы переместитесь всего на пару метров за границу, вы будете в полной безопасности, — сказал Альберк CNN. — Я уверен, что российское командование просто поверить не могло в свою удачу. "Значит, если я размещу свой штаб здесь, они меня взорвут. А если я устрою его в нескольких километрах отсюда, все будет прекрасно. Вот это да! Великолепно!"
Саммит БРИКС, отказ от доллара и глобальная перестановка силДедолларизация мира существенно ускорилась после начала конфликта на Украине, пишет NI. Санкциями Вашингтон сам подталкивает развивающиеся страны к отказу от американской валюты, а БРИКС предоставляет им платформу для перестройки торговли без участия США.
"По сути дела, такая политика породила идею о том, что русские могут убивать на Украине кого угодно, но Украина не может убивать российских военных, которые ее атакуют, если они находятся по ту сторону границы (в России). Но это же бред", — сказал Альберк.
Украина ведет боевые действия в соответствии с законами вооруженного конфликта. Выступая в сентябре на CNN, польский министр иностранных дел Радек Сикорский сказал: "Жертва агрессии имеет право защищать себя и на территории агрессора".
Смещающиеся красные линии
Наблюдая за возбужденной реакцией на события прошлой недели, можно забыть о том, что Украина уже давно запускает по целям в глубине российской территории беспилотники отечественного производства, и что она уже применяла западное оружие по территориям, которые Кремль считает своими. Разрешение на применение западных ракет немного большей дальности — это количественное, но не качественное отличие.
Киев уже больше года бьет британскими ракетами Storm Shadow по Крыму, который Россия присоединила в 2014 году. Киеву еще несколько месяцев назад разрешили наносить удары ракетами ATACMS по российским целям на занятых украинских территориях. Россия считает эти территории своими по закону и предупреждает о серьезных последствиях в случае нанесения Киевом ударов по ним с применением западного оружия.
В мае Вашингтон разрешил Киеву бить американскими ракетами меньшей дальности по целям на российской территории, расположенной через границу от украинской Харьковской области. До того, как президент Джо Байден дал зеленый свет на их применение, Путин выступал с аналогичными угрозами, предупреждая, что такой шаг приведет к "серьезным последствиям" для "маленьких и густонаселенных стран". Не привел.
"Мы снова и снова доказываем, что когда пересекаем фальшивую красную линию, ничего в действительности не происходит", — сказал Альберк. Но он подчеркнул, что такие угрозы помешали Западу дать Украине то, что ей нужно для самообороны.
После произошедших на прошлой неделе событий угрозы зазвучали с новой силой. Однако Альберк заявил, что нет оснований подозревать, что на сей раз все будет по-другому. Скоро к власти придет администрация Дональда Трампа — как и хотел Путин. А это значит, что вероятность осуществления Россией своих угроз еще больше уменьшится.
"Риск того, что они вдруг сделают нечто, создающее угрозу реального вмешательства США или членов НАТО, или фундаментально меняющее отношение мира к этому конфликту — он довольно низок", — сказал Альберк.
Обсудить
Рекомендуем