Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ударив "Орешником", Россия дала понять, что в украинском конфликте есть пределы военного участия НАТО, заявил эксперт по безопасности Ярослав Штефец в интервью PL. Также Москва продемонстрировала, что ее армия располагает вооружениями, способными нанести серьезный урон даже без применения ядерного оружия.
Вацлав Фиала (Václav Fiala)
Вокруг нас роятся русские шпионы, и под Рождество Россия ударит по Европе конвенциональным или даже ядерным оружием? О нынешней напряженной ситуации мы побеседовали с экспертом в области безопасности Ярославом Штефецом. Возможно, нам следует больше бояться украинцев, которые у нас совершают преступления и правонарушения и которых не отправляют обратно на родину по требованию украинских властей. А если конфликт между Россией и НАТО не начнется, то может ли вновь обостриться конфронтация Ирана и Израиля?
Parlamentní listy: Как вы оцениваете разрешение западных стран применять американские и британо-французские ракеты для ударов по территории России? Это средство сдерживания России или очередная попытка обострить конфликт?
Ярослав Штефец: Украина бьет по глубокому тылу России ракетами и дронами практически с самого начала вооруженного конфликта. Ударам подвергаются логистические узлы, производственные предприятия, НПЗ, порты и аэродромы, в том числе те, откуда взлетают российские стратегические бомбардировщики. Конечно, эти удары были бы невозможны без доступа к разведывательной информации, которую украинцам более или менее открыто представляют государства-члены Североатлантического альянса. Но это уже другая проблема.
Удары современными западными ракетами по тылу, разумеется, обернутся определенными проблемами для России, но не слишком повлияют на политическую обстановку и на ситуацию на фронте. Российская армия, скорее всего, быстро научится обезвреживать эти ракеты. Однако в любом случае Россия расценивает это разрешение как очень значимый политический жест, на который необходимо немедленно реагировать.
Правда, российской армии следовало бы больше бояться совсем другого. Германия отказывается передать Украине свои высокоэффективные крылатые ракеты Taurus, но зато планирует поставить ей более четырех тысяч высокотехнологичных и дешевых ударных дронов фирмы Helsing. Ими управляет искусственный интеллект, и якобы они способны обходить российские системы радиоэлектронной борьбы. Поставки планируют начать со следующего года в количестве от нескольких сотен в месяцы. Эти беспилотники могут стать серьезной угрозой для российской армии.
Применение этих дронов с элементами искусственного интеллекта вооруженными силами Украины в конечном итоге может больше повлиять на фронтовую ситуацию, чем разрешение наносить удары западными ракетами по глубокому российскому тылу или поставки нескольких десятков самолетов F-16.
— Не стоило ли Байдену подождать с подобным решением или воздержаться от него?
— Конечно. Результаты выборов, несомненно, повлияли на решение о применении ракет ATACMS против российской территории. Дональд Трамп не скрывает планов закончить вооруженный конфликт на Украине как можно скорее и избежать дальнейшего обострения отношений с Россией. Его позиция отражает как растущие проблемы Украины, США и НАТО, так и тот факт, что вооруженный конфликт на Украине подходит к переломному моменту, когда российская победа с каждым днем все вероятнее.
Администрация Байдена, по-видимому, предполагала, что до прихода Трампа к власти Россия не сделает ничего, что могло бы обострить ситуацию, и рассчитывала, что собственной эскалацией осложнит администрации Трампа задачу при поисках дипломатического решения конфликта.
Но, как мы уже знаем, Джо Байден и его люди практически сразу после сообщения о разрешении ударов начали лавировать и объяснять, что "президент имел в виду другое". Если Трамп в таком положении сумеет преодолеть негативный эффект от действий Байдена, то сможет остановить раскручивание спирали вооружения и вражды. Дональд Трамп явно не собирается вести с Россией унаследованную "горячую" войну. Он хорошо понимает, что главным противником Соединенных Штатов Америки в экономике, науке и технологиях, а также оборонной области на текущий век будет Китай. И из этого Дональд Трамп и будет исходить.
— Как с этой точки зрения вы оцениваете применение баллистической ракеты на Украине? Это важный жест России в сторону Запада и Североатлантического альянса?
— Ответ на этот вопрос прост. Да, политическое руководство России дало понять, ударив по "Южмашу" в Днепропетровске, где производятся (и хранятся) ракеты для ВСУ, что в украинском конфликте есть пределы военного участия стран НАТО. Выход за эти рамки для Москвы неприемлем. Также она продемонстрировала, что российская армия располагает современными вооружениями, способными нанести странам, участвующим в эскалации конфликта, серьезный урон даже без применения ядерного оружия. Москва избежала его применения, хотя Североатлантического альянса, возможно, намеренно подталкивал ее к этому, но тем самым России удалось упростить будущей администрации Трампа поиски путей к мирному выходу из конфликта.
Под пределами я, разумеется, подразумеваю согласие/несогласие применять западные ракеты для ударов по наземным целям в глубоком российском тылу, якобы данное Владимиру Зеленскому президентом США Джо Байденом.
— А что вы подразумеваете под "согласием/несогласием" на применение западных ракет? Нашим читателям было бы интересно…
— Я подразумеваю тот странный способ информирования об этом мнимом американском разрешении украинскому режиму на удары ракетами ATACMS дальностью 300 километров по целям в глубине России. Ведь администрация Джо Байдена официально этого так и не подтвердила.
Непосредственно после публикации первого сообщения в газете The New York Times французское издание Le Figaro на своем сайте в интернете опубликовал информацию о том, что примеру американцев последовали Великобритания и Франция, которые тоже дали согласие на применение их ракет.
Таким образом, судя по сообщениям СМИ, сложилось впечатление, что главные страны Североатлантического альянса уступили требованиям Владимира Зеленского и разрешили Украине применять их ракеты для ударов по глубокому российскому тылу. Но всего через несколько часов после публикации газета Le Figaro убрала с сайта сообщение о разрешении на применение британских ракет Storm Shadow и французских SCALP против целей в российском тылу.
Тем временем очнулась и американская администрация. Сначала пришла новость о том, что разрешение дано только на удары по Курской области в связи с якобы привлечением северокорейских военных к боям в этом регионе и только ракетами ATACMS дальностью 165 километров. Потом заявление сделал французский министр иностранных дел Жан-Ноэль Барро перед заседанием министров Европейского Союза в Брюсселе, заявив, что Франция не отменяла запрета на дальнобойные удары по России.
Казалось, что Великобритания, хоть и осталась в игре сама, все же в итоге даст Украине согласие бить по тылу России ее ракетами Storm Shadow. Однако произошло неожиданное. Поскольку США участвовали в разработке этих ракет и поставляли важнейшие комплектующие для них, применение этих ракет в бою необходимо согласовывать с американской администрацией. В итоге американцы не дали Великобритании разрешения и вся эта история, начавшаяся с единственной статьи в американском издании, сошла на нет.
— В чем, по-вашему, заключалась цель этого шага? Ведь должна быть обязательно какая-то причина для обнародования информации о разрешении на применение ракет ATACMS?
— Безусловно. Возможно, это была попытка проверить реакцию общественности в США и политических кругов в западных странах на подобный шаг. Или попытка принудить Россию к демонстративному применению ядерного оружия, что ее впоследствии дискредитировало бы. Однако в этой истории есть кое-что крайне интересное. На прошлом неделе новым исполнительным директором американского телеканала CNN стал бывший шеф ВВС, а потом и газеты The New York Times Марк Томпсон. Тесные связи Томпсона с ВВС и симпатии к Великобритании могли послужить причиной того, что первоначальное сообщение было опубликовано в издании, которым он еще недавно руководил. Возможно, ставилась цель начать медиакампанию, из которой нынешнему руководству США было бы трудно выбраться, и ему не оставалось бы ничего другого, как официально дать разрешение.
Поэтому главными инициаторами могли выступать британские спецслужбы. Я не исключаю также, что публикация информации о решении президента Джо Байдена была попыткой втянуть США в прямую конфронтацию с Россией. Своего рода аналог затопления корабля "Лузитания" немецкой подлодкой в 1915 году. Тогда в США поднялась волна антипатии к Германии, что в итоге завершилось вступлением Соединенных Штатов Америки в Первую мировую войну. Есть вполне обоснованная теория, что это была операция британских спецслужб, которые ставили себе именно такую цель. Информация о том, что ее якобы спланировал лично первый лорд Адмиралтейства и впоследствии британский премьер Уинстон Черчилль, опытный конспиратор, только добавляет правдоподобности этой теории.
— Какую ракету Россия применила для удара по Днепропетровску? Говорят, она совершенно новая…
— Российские войска впервые в истории применили для удара по заводу "Южмаш" ракету средней дальности новой, на Западе еще неизвестной системы. Президент Владимир Путин назвал ее в выступлении "Орешник". То есть Россия применила стратегическую баллистическую ракету ICBM, как о том сообщила ранее Украина.
Ракеты средней дальности маркируются в зависимости от дальности, например MRBM(Medium Range Ballistic Missiles, дальностью до 2500 километров) или IRBM (Intermediate-range Ballistic Missile, дальностью до 5500 километров). "Орешник", который, по доступной информации, способен поражать цели на расстоянии более пяти тысяч километров, относится к категории IRBM. Примененный носитель, по-видимому, является двухступенчатым и имеет твердотопливный двигатель. Расстояние в 800 километров между местом запуска и целью ракета проделала за 15 минут. Та модификация, применение которой мы могли видеть на буквально апокалиптических кадрах, опубликованных украинской стороной, ракета несла шесть блоков, скорее всего, индивидуального наведения. Каждый блок перед падением разделяется на шесть сегментов.
На этот раз в сегментах не было взрывчатки, да и, собственно говоря, в ней не было надобности. Для достижения впечатляющего разрушительного эффекта было достаточно кинетической энергии, полученной благодаря скорости падения почти четыре километра в секунду. (…)
По словам президента Владимира Путина, ракета типа "Орешник" не проектировалась для применения ядерных боеголовок. Это может означать, что гипотетический комплекс Р-26 "Рубеж" на самом деле не является неядерным средством использования. Ракета приспособлена для несения до трех ядерных боеголовок массой около ста килотонн ТНТ, что в пять раз более по мощности, чем ядерная бомба "Толстяк", которая уничтожила японский город Нагасаки.
И еще одна деталь в заключение. При применении этой ракеты Россия выполнила свои международные обязательства, закрыв воздушное пространство там, где пролетала ракета, и за полчаса проинформировала американскую сторону о запуске этой ракеты в рамках системы обмена информацией об испытаниях баллистических ракет, сообщив, в том числе, о целях, которые будут поражены. Это позволило, в частности, проинформировать и украинскую сторону, чтобы она эвакуировала с завода людей и избежала жертв. (…)
— Все больше украинцев, которые совершают в нашей стране уголовные преступления, но их не высылают на родину, где их обязательно немедленно призовут в армию. Следует ли нам оставлять даже тех, кто не в ладах с законом?
— Еще в феврале текущего года министр внутренних дел Чешской Республики Ракушан хвастал, что украинцы, которые получили в Чехии уголовный срок, будут отправляться обратно на Украину. Он ссылался на поправку к закону "Об Украине", в котором первоначально подобное не предусматривалось. Украинцы, которые приехали к нам, убегая от конфликта, не имеют статуса беженцев, а пользуются так называемой временной защитой, а в последней редакции закона отменили исключение, которое предусматривало отсрочку наказания в виде высылки осужденных лиц на Украину.
(…)
— Не опасаетесь ли вы ограниченного ядерного конфликта? Сколько можно дразнить медведя, ведь от угроз он однажды может перейти к делу? Неужели на Рождество или Новый год нас может ожидать "необычный" фейерверк?
— Думаю, что в этом году мы еще проведем Рождество в мире и спокойствии. Как ни парадоксально, но в этом меня убедил удар "Орешником" по украинскому заводу "Южмаш". Российский ответ на удары ракетами ATACMS и Storm Shadow по Курской области выглядели ужасными, но на самом деле оказались в целом символичными. Хочется верить, что те, кому российский удар преимущественно предназначался, поняли заложенное в нем послание.
Но как ситуация будет развиваться в прошлом году, предсказать трудно. Британскую провокацию в виде сообщений о разрешении на применение ATACMS дальностью 300 километров для ударов по России сейчас удалось преодолеть, и тем не менее она обладала огромным потенциалом к эскалации. На эту мысль наводит и решение Парламентской ассамблеи НАТО, которая предложила передать Украине ракеты средней дальности в терминологии уже не действующего Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 1 до 5,5 тысячи километров.
Решение Парламентской ассамблеи НАТО, разумеется, не обязательно к исполнению. Кроме того, не так уж много шансов на его исполнение, даже если администрация "хромой утки" Байдена в итоге его поддержит. Единственное доступное сейчас средство такой дальности — это американские Tomahawk. Ракеты JASSM-ER дальностью около тысячи километров, которые можно запускать с самолетов F-16, сыграли бы роль своего рода "пластыря" для врачевания гипертрофированных украинских амбиций.
Тем не менее применение одного из этих средств на Украине в любом случае повлекло бы резкую эскалацию вооруженного конфликта. Особенно на фоне недавно просочившейся информации о тайных спорах внутри администрации Байдена о возможности предоставить Украине ядерное оружие. Если это действительно произойдет, то война между Россией и ее союзниками, с одной стороны, и США вместе со странами Североатлантического альянса, с другой, будет практически неизбежна. Она начнется, возможно, с неядерных ударов по критическим объектам в странах, которые передали ракеты Украине: Великобритании, Франции и, вероятно, по базам Соединенных Штатов Америки в Европе. А от этого останется шаг до применения ядерного оружия. Будем надеяться, что в итоге разум победит. (…)