Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Вотум недоверия правительству Мишеля Барнье во Франции — результат безответственных действий представителей всех ветвей власти, от президента до депутатов, пишет Le Point. Сложившаяся ситуация показывает, что основы Пятой республики зашатались.
Франсуа-Гийом Лоррен (François-Guillaume Lorrain)
Не в первый раз в истории Пятой республики голосование по вопросу о недоверии правительству увенчалось успехом его инициаторов, но сейчас совершенно особая ситуация.
С момента основания Пятой республики в Национальном собрании было инициировано около тридцати вотумов недоверия правительству. Успешным оказался только один, 5 октября 1962 года, направленный не столько против правительства Помпиду, сколько против личности президента — генерала де Голля, который к тому моменту только что выдвинул свой проект референдума по избранию президента всеобщим голосованием. После того, как проблема Алжира была решена, парламент, враждебно настроенный по отношению к этой крупной реформе, менявшей дух Конституции 1958 года, решил, что сможет избавиться от де Голля.
До 5 декабря 2024 года у вотумов недоверия при Пятой республике была странная судьба: в тот единственный раз, когда за недоверие министрам проголосовало большинство, последствия оказались выгодны для правительства. Помпиду подал в отставку, но де Голль повторно назначил его премьером, и тут же объявил о роспуске Национального собрания. Это было как раз перед референдумом 28 октября (1962 года – прим. ИноСМИ) по вопросу об избрании президента всеобщим голосованием.
Вотум с эффектом бумеранга
Явная победа "да" на том референдуме придала сил голлистам на ноябрьских парламентских выборах (в 1962 году —прим. ИноСМИ). В конце концов победный вотум недоверия ударил бумерангом по тем, кто его инициировал – они потерпели поражение на выборах.
Сегодня ситуация совершенно иная. Под ударом в большей степени оказалось правительство. Роспуск больше не является оружием, которым может угрожать и которое может использовать президент республики, поэтому инициаторы вотума защищены от риска новых выборов. Между тем краеугольный камень Пятой республики — принцип большинства – в течение нескольких последних месяцев был полностью разрушен. Роль нижней палаты (в формировании и деятельности правительства — прим. ИноСМИ) сейчас невозможно обнаружить.
Мы вдруг вернулись во времена Четвертой республики — путешествие во времени, без которого мы вполне могли бы обойтись, — когда выражение депутатами недоверия правительству не предполагало проведения новых выборов. У этого правила было лишь одно исключение — в декабре 1955 года, исключительно из-за невнимательности депутатов (после декабрьского вотума недоверия Национальное собрание было распущено и 2 января 1956 года состоялись внеочередные парламентские выборы — прим. ИноСМИ). Поэтому мы возвращаемся к "безответственным" вотумам времен Четвертой и даже Третьей республики.
Депутаты в режиме безответственности
После того, как в прошлом депутаты злоупотребляли процедурой вотума недоверия, которую было слишком легко инициировать, Пятая республика установила для нее рациональные рамки 49-й статьей (конституции – прим. ИноСМИ), определяющей ответственность как правительства, так и депутатов. "Эта 49-я статья, — напоминает историк Фредерик Фогаччи, — не возникла из ниоткуда. Социалист Ги Молле, председатель совета министров в 1956 году и госминистр в первом правительстве де Голля в 1958 году, поддержал это возникшее в последние годы Четвертой республики предложение, направленное на то, чтобы положить конец злоупотреблениям и напомнить депутатам об их ответственности. Именно он убедил в необходимости этой меры Мишеля Дебре (первый премьер-министр Пятой республики в 1959–1962 гг. — прим. ИноСМИ) и генерала де Голля.
Ключевое слово – "ответственность". Роспуск парламента, решение о котором было принято Эммануэлем Макроном, и получившийся в итоге состав Национального собрания привели депутатов в состояние безответственности, что основами Пятой республики не было предусмотрено. Никакого правительственного большинства, никакого бюджета. Вотум недоверия — последний аргумент, слишком заманчивый, неизбежный, который "Непокорившаяся Франция" и "Национальное объединение" использовали вместе, передавая друг другу оружие, которое заставляет их самих дрожать.
Роспуск уничтожил последние гарантии
Если вспомнить историю тридцати или около того вотумов недоверия, вынесенных на голосование с 1958 года, мы увидим, что правительство иной раз висело на волоске, особенно при Мишеле Рокаре (1988–1991 гг.). Премьер-социалист 28 раз использовал статью 49.3 об исключительной ответственности правительства (статья позволяет правительству принимать решения без одобрения Национального собрания – прим. ИноСМИ), и 5 раз за это время был инициирован вотум недоверия. В одном из случаев, поскольку Рокару не хватало голосов для абсолютного большинства, ему пришлось послать своего советника Ги Каркассона собирать по одному голоса центристов, чтобы избежать падения своего правительства.
Но это было 35 лет назад, когда формирующие правительство партии были четко структурированы, когда бюджет принимался, когда каждый раз депутаты находились под угрозой новых выборов – поскольку Миттеран мог распустить палату – а сейчас это уже не так. И это доказательство того, что июньский роспуск Национального собрания уничтожил две последние гарантии устойчивости Пятой республики: доверие и ответственность.