Измученные солдаты ВСУ все чаще покидают воинские части

Bloomberg: солдаты ВСУ устали от бессрочной службы и массово дезертируют

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В 2022 году на Украине было заведено почти 96 тысяч уголовных дел за дезертирство, однако теперь это число выросло в шесть раз, сообщает Bloomberg. Солдаты ВСУ на передовой настолько измучены, что массово уходят в самоволку или и вовсе бегут с фронта.
Александр Кудрицкий, Владимир Вербяный
В первый же день российской спецоперации Роман Соломонюк ошеломил семью тем, что ушел на фронт добровольцем. Но прошло два с половиной года, и он пополнил ширящиеся ряды дезертиров.
Сначала 45-летний мужчина рыл окопы у российской границы. Потом сбивал смертоносные беспилотники “Шахед”. Но затем Роман поссорился с неоправданно суровым офицером — и теперь он официально в розыске за то, что покинул подразделение без разрешения.
По данным генеральной прокуратуры, с начала российской спецоперации в 2022 году Украина возбудила почти 96 тысяч уголовных дел против дезертиров. За последние два года их численность выросла в шесть раз, причем большинство дел возбуждено уже в этом году.
ВСУ все сложнее сдерживать российское наступление, и нехватка личного состава ощущается все острее. Однако Киев отчаянно пытается избежать всеобщего призыва, который грозит подорвать экономику и еще больше разозлить измученное боевыми действиями население. В результате многие солдаты служат бессрочно без возможности передышки. Заменить их некому: резервов не хватает.
Многие военнослужащие совершенно измотаны, признал президент Владимир Зеленский в радиоинтервью в начале этого месяца. Однако украинский лидер отказался установить срок демобилизации, вынудив ветеранов задуматься, стоит ли им рисковать жизнью, когда миллионы мужчин младше их не служат. Для них дезертирство или самоволка — единственная передышка, шанс восстановить силы или заняться упущенной семейной жизнью.
“Сказывается усталость. А, бывает, и личные обстоятельства: например, жена у солдата рожает, — объяснил Александр Гринчук из Военной службы правопорядка Украины. — Или командир не дал увольнительной, потому что командовать взводом больше некому”.
Киев не публикует официальной статистики по “самоходам” — то есть ушедшим в самовольную отлучку. На вопрос, сколько таких числится в настоящее время, Гринчук отказался разглашать “конфиденциальную информацию”, но отметил, что от 40% до 60% ушедших в самоволку возвращаются сами. Дезертирство, то есть ситуация, когда солдаты уходят со службы навсегда, считается более тяжким преступлением, но встречается реже, по данным генерального прокурора.
Харьковский адвокат по делам солдат и ветеранов Роман Лихачев считает, что эта цифра может доходить до 100 тысяч или даже более — а это не так уж и далеко от тех 160 тысяч военнослужащих, которых Украине, по собственному признанию, необходимо мобилизовать. По его словам, в некоторых уголовных делах о самоволке фигурирует до 20–30 обвиняемых, а части солдат еще не предъявлены обвинения.
Для сравнения, российские суды рассмотрели не менее 10 тысяч дел против сбежавших солдат, причем половину из них в этом году, сообщил новостной сайт Mediazona* в августе. Хотя это говорит о том, что Москва борется с той же проблемой, России справиться с утечкой живой силы с фронта гораздо проще, ведь ее население почти вчетверо больше.
По сравнению с жесткой военной дисциплиной России, солдаты ВСУ меньше боятся последствий за самоволку или нарушение субординации, сообщил один украинский военный, отказавшийся назвать свое имя. Он добавил, что солдат Москвы стимулируют еще и более высокие зарплаты.
Киеву еще лишь предстоит решить эту задачку. На прошлой неделе Зеленский пообещал солдатам, находящимся в бегах, амнистию, если они вернутся в части до 1 января. Таким образом, это позволит им избежать трибунала.
По данным военных, с момента вступления этого положения в силу 29 ноября в части вернулись почти 3 тысячи военнослужащих.
Волокита в рядах ВСУ
При этом украинские солдаты сетуют, что им приходится сражаться не только с русскими, но и с жесткой военной бюрократией собственной страны.
За последние годы Киев предпринял немало шагов, чтобы сделать свою армию советского образца более современной и гибкой. Он перешел во многих областях на стандарты НАТО и позволил командирам низшего звена проявлять больше инициативы. А солдаты теперь могут запросить перевод в другое подразделение через мобильное приложение.
Но в целом армия придерживается устаревшего подхода, и перевод из одного боевого подразделения в другое по-прежнему требует разрешения того же самого командира, от которого солдаты хотят уйти.
Роман ушел служить в территориальную оборону, рассчитывая сражаться с врагом самым эффективным способом, но, собственному признанию, поразился неорганизованности и бюрократии. “Если бы бизнес работал так же, он бы быстро прогорел”, — посетовал он.
В его боевом расчете из шести человек был всего один крупнокалиберный пулемет Browning, разработанный ближе к концу Первой мировой войны, с помощью которого он мог сбивать беспилотники. Но перед этим Роману и товарищам пришлось собрать около 700 000 гривен (17 000 долларов), чтобы купить подержанный грузовик для перевозки орудия, а также спутниковую антенну Starlink и другие инструменты.
И все же Роман похвалил своих непосредственных командиров за мотивацию и профессионализм. Однако потом вмешался вышестоящий офицер, говорит он, и начал отдавать опасные приказы: в частности, размещал всех своих подчиненных вместе — с риском, что их убьет одним ударом.
Другая бригада согласилась принять их боевой расчет, но добиться перевода оказалось непросто. Не желая служить дальше под началом старого командира и не имея возможности перейти к новому, Роман и большинство его товарищей по оружию дезертировали, потребовав перевода в другое подразделение по своему выбору.
Но даже под руководством лучшего командира нет никаких гарантий, что боевой расчет Романа продолжит сбивать беспилотники. Командиры ВСУ все чаще бросают специалистов, в частности расчеты ПВО, в пешем порядке на передовую, где подкрепление нужнее всего. Это еще одна причина, почему многие бегут со службы.
По словам одного солдата, говорившего на условиях анонимности, такая судьба постигла его товарища, артиллериста, которого отправили в пехоту — как ему поначалу сказали, на месячное задание. Поняв, что временное решение стало постоянным без его ведома, артиллерист отправился в самоволку.
По мнению Романа, лишь борьба с укоренившейся военной бюрократией убедит украинских военных не бросать службу. “Без реформ у нас будет еще меньше людей, мотивированных воевать дальше”, — подытожил он.
__________________________________
* Средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента
Обсудить
Рекомендуем