Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Новый двигатель АЛ-51Ф-1 улучшит истребителю Су-57М характеристики малозаметности, облегчит сверхзвуковой крейсерский полет и снизит эксплуатационные расходы, пишет MWM. Он также обеспечит ему самые высокие показатели тяги среди всех конкурентов.
Появились первые изображения нового двигателя АЛ-51Ф-1 с плоским соплом, разработанного для будущего усовершенствованного варианта российского истребителя пятого поколения Су-57. 10 декабря были опубликованы фотографии двигателя, установленного на втором летном прототипе истребителя. Хотя фотографии прототипов АЛ-51Ф-1 уже публиковались ранее, это первое изображение двигателя с окончательной конструкцией сопла, которая значительно повысит малозаметность истребителя. Подтверждение, что разработка двигателя достигла столь продвинутой стадии испытаний, говорит о том, что озвученные российскими источниками прогнозы о поступлении двигателя на вооружение до 2027 года могут быть достоверными.
Су-57 поступил на вооружение в 2020 году, и с тех пор масштабы производства стремительно росли. В настоящее время самолет оборудован двигателем АЛ-41Ф-1 — вариантом АЛ-41Ф-1С, которым в настоящее время комплектуются истребители Су-35 поколения 4++. По сообщениям российских государственных СМИ от 2021 года, изначально предполагалось, что истребители с новыми АЛ-51Ф-1 и рядом других усовершенствований заменят исходную модель на производстве в 2025 году, хотя остается неясным, не пострадал ли этот график из-за сбоев в российской промышленности. Усовершенствованный вариант истребителя получит наименование Су-57М.
Ожидается, что внедрение АЛ-51Ф-1 улучшит характеристики малозаметности, облегчит сверхзвуковой крейсерский полет, снизит эксплуатационные расходы и потребности в техническом обслуживании,увеличит мощность бортовых систем, включая радары, и значительно улучшит дальность полета и летные характеристики. Предполагается, что двигатель обеспечит Су-57 самые высокие показатели тяги среди всех истребителей из ныне находящихся на вооружении. На второе место его может подвинуть разве что китайский J-20, который, как ожидается, вскоре получит двигатель следующего поколения WS-15.
Внедрение нового варианта АЛ-51Ф-1 с плоскими соплами, которые снижают эффективную площадь рассеяния радара, — лишь одно из многочисленных усовершенствований, которые придадут скрытности Су-57. Помимо этого сообщалось о новых воздухозаборниках и использовании новых радиопоглощающих материалов в конструкции корпуса. ВКС России продемонстрировали, что уверены в возможностях малозаметности Су-57 и использовали эти истребители в высокоинтенсивных боевых операциях на украинском театре военных действий с высочайшей концентрацией ПВО противника.
Несмотря на ряд усовершенствований, внедренных с течением времени, программа Су-57 в целом уделяет гораздо меньше внимания возможностям малозаметности, чем китайские или американские аналоги пятого поколения: этот истребитель в принципе не разрабатывался для глубоких прорывов в глубь воздушного пространства противника. Вместо этого предполагалось сохранить высокую степень выживаемости при работе за линией фронта и в тандеме с “заслоном” виде наземных систем ПВО.
Россия в своей программе истребителя пятого поколения отдала приоритет сокращению потребностей в обслуживании и эксплуатационных расходов, чтобы избежать крайне низких показателей боеготовности, от которых страдают американские истребители-“невидимки” F-22 и F-35. В том числе этого удалось достичь за счет снижения зависимости от радиопоглощающих покрытий. Помимо прочего, для этого Россия использует инновационные решения, включая применение радиопоглощающего стекловолокна в конструкции самолета.
В отличие от американских истребителей-невидимок, чья эксплуатация неизменно обходится гораздо дороже, чем у их предшественников четвертого поколения, такой подход позволяет Су-57, наоборот, снизить эксплуатационные расходы по сравнению с его прямым предшественником — истребителем Су-27 еще советского производства. Реализация такого подхода позволит России перевести боевую авиацию на пятое поколение без существенного увеличения финансирования и стоимости обслуживания, а также без сокращения количества истребителей на вооружении.