Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украина ведет разработку ракеты, которая будет способна долететь до Москвы, пишет Economist. На данный момент существует более 10 проектов, среди которых — "Трембита" с дальностью полета 200 километров. Разрабатывается и более мощная модель, утверждает журнал.
В условиях неопределенности с иностранной помощью Украина пытается возродить свою ракетную промышленность
Длинный, тонкий импульсно-реактивный двигатель оживает с оглушительным ревом, заставляя всех в ангаре отступить на шаг. Ракета называется "Трембита", в честь украинского музыкального инструмента типа трубы.
<...>
Двигатель "Трембиты" — это современная переделка импульсно-реактивного двигателя стоимостью 200 долларов, впервые использованного на немецком самолете-снаряде V-1 (Фау-1) в 1944 году. Труба двигателя выполнена в черновом виде. Под ним находится более стильный серый прямоугольный корпус, скрывающий систему наведения ракеты и боеголовку. Базовая модификация развивает скорость до 400 километров в час при дальности полета 200 километров. В настоящее время разрабатывается более крупная и мощная модель, которая достигнет Москвы. Серийное производство ракеты должно последовать за окончательными полевыми испытаниями. На то, чтобы продвинуться так далеко, у энтузиастов ушло всего полтора года — это подвиг в сфере, где переход от чертежной доски к полю боя обычно занимает много лет.
Неясно, как долго Украина сможет рассчитывать на иностранную военную помощь. Отсюда и "Трембита", являющаяся одним из нескольких ракетных проектов, которые, как надеется страна, приведут к возрождению отечественной промышленности. В советское время Украина была мировым лидером в области космических и ракетных инноваций. Днепропетровский завод "Южмаш" выпускал стратегические ракеты четырех поколений. Но эта славная традиция была прервана в 1994 году Будапештским меморандумом, согласно которому Украина отказалась от своих МБР с ядерным вооружением в обмен на то, что оказалось бесполезными гарантиями безопасности. Более поздние попытки возродить отрасль пострадали из-за коррупции, скудоумия правительства и отсутствия политической воли.
Сейчас Украина играет в догонялки — в разгар конфликта. За исключением ограниченного числа американских ракет ATACMS (официальная дальность действия 300 километров) и британских/французских Storm Shadow/Scalps (250 километров и более), страна в основном поражала цели вблизи линии фронта. Это позволило России действовать в относительной безопасности в 30 километрах за линией фронта, одновременно обстреливая всю Украину ракетами, произведенными ее промышленностью. Беспилотники дальнего действия когда-то помогали Украине восстановить равновесие, но теперь их сбивают в девяти случаях из десяти. В конце ноября Владимир Зеленский объявил о переходе на ракеты, которые труднее перехватывать, поставив цель произвести три тысячи таких ракет к концу 2025 года.
Около полудюжины новых ракет и беспилотных летательных аппаратов уже готовы к полетам. К ним могла бы присоединиться еще дюжина небольших проектов.
<...>
“Мы будем осуществлять ракетную программу, несмотря ни на что”, — говорит Владимир Горбулин, бывший советник Украины по национальной безопасности и 62-летний ветеран ракетной промышленности, который консультирует участников несколько проектов. Он отказывается делиться подробностями — по его словам, из уважения к тем, кто рискует своей жизнью ради реализации этих проектов. Но он отвергает “дикие, небоснованные фантазии” о ядерном перевооружении, которые в последнее время воодушевляют некоторых украинцев.
Сложная проблема — это финансы. Правительство поддерживает производство любой ракеты, которая может летать, предлагая частным производителям ту же максимальную прибыль в 25%, что и создателям беспилотных летательных аппаратов. Но разработчикам часто приходится рисковать значительными суммами собственных денег, чтобы сдвинуть проекты с мертвой точки. Еще более сложной задачей является расширение масштабов промышленного производства — привлечение капитала, закупка секретного оборудования из-за рубежа и обеспечение безопасности. Здесь Украина отстает от российского государственного военного комплекса. “На Украине нет недостатка в идеях, — говорит источник, близкий к оборонной промышленности, — но дьявол всегда таился в их реализации”.
Этот же источник утверждает, что новые партнерские отношения с западными союзниками — лучший способ расширить масштабы. Не каждая страна готова делиться опытом, оборудованием и рисковать. Но некоторые из них, такие как Дания и Великобритания, активизируются. Федоров говорит, что Украина “открыта для бизнеса”. Для Запада потенциал очевиден. Производство крылатой ракеты с почти идентичными летными характеристиками на Украине может обойтись в 12 раз дешевле, чем в Западной Европе. Ракета "Трембита", например, стоит всего три тысячи долларов в варианте "приманки" и 15 тысяч долларов в комплекте с боеголовкой весом 20-30 килограммов — это очень выгодная цена.
<...>
Но Украине все еще нужно время, которого может не хватить. Высокопоставленный сотрудник службы безопасности говорит, что стране потребуется еще не менее года для того, чтобы произвести ракеты в тех количестве, дальности полета и возможностях, которые могли бы серьезно угрожать России. До этого многое может измениться. Если Трамп ограничит американскую помощь Украине (и если другие западные союзники последуют его примеру), это может привести к прекращению и без того ограниченных поставок западных ракет. Россия может использовать переговоры о прекращении огня, чтобы потребовать ограничения украинского ракетного производства. Давление продолжается, но команду "Трембиты" это не останавливает. “Если и будет заключено перемирие, то только между правительствами, — говорит Бирюков. — Мы партизаны. Наши ракеты будут продолжать летать”.