Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На авиасалоне в Чжухае российский Су-57 продемонстрировал невероятную маневренность. Он делал развороты на 180° и зависал в воздухе. Но насколько эти приемы полезны в реальных боевых условиях? Бывший пилот ВВС США Джон Вотерс решил разобраться во всех нюансах.
Давайте взглянем на пролет Т-50 (Су-57) на авиасалоне в китайском Чжухае на прошлой неделе.
Это просто демонстрация мощи, как на любом показательном выступлении истребителей. "Глядите, как быстро я могу подняться в воздух, перейти в вертикаль и продемонстрировать всю мощь реактивного самолета!"
На видео не показана линия горизонта, поэтому нам не видно движение по отношению к земле, непонятно насколько крутым был этот разворот. Я бы сказал, что его скорость сравнима с большинством истребителей. По моему скромному мнению, ограничивающим фактором выступают исключительно способности пилота. Во всем арсенале ВВС США самая высокая скорость вращения относительно продольной оси принадлежит Т-38 (американский двухместный сверхзвуковой учебный реактивный самолет — прим. ИноСМИ) — 720° в секунду. Если я правильно помню, вы можете сделать три оборота, если потяните на себя ручку управления, это придел возможности истребителя. Столь быстрое вращение невероятно дезориентирует. Вы стремительно вращаетесь вокруг своей оси, но со стороны все выглядит чисто. Самое впечатляющее в том, как самолет разворачивается, посмотрите, как быстро он поворачивает нос на 180 градусов, а затем обратно. Все, он израсходовал весь импульс.Если бы мы видели землю, то поняли бы, что скорость самолета относительно нее очень мала. Он исполнил все приемы разом: совершил разворот на 180° без потери высоты и поворота вокруг продольной оси — и обратно. А что, если бы он участвовал в ближнем бою? Насколько подобное было бы реально? Вероятно, не очень.
Взгляните на хвостовую часть! Я наблюдаю за ней на протяжении всего видео. Она вся движется. Ожидаешь, что направляющая, расположенная в хвостовом оперении, будет охватывать только заднюю кромку и двигаться, в противоположном направлении всей поверхности хвоста. Но вы можете видеть, как здесь движется весь хвост, что опять же повышает его боеспособность и маневренность в режиме малой скорости.
Впечатляет способность делать кувырок на низкой скорости, возможность маневрировать и направлять нос туда, куда вы хотите, даже при отсутствии сильного ветра или скорости набегающего на крылья потока.
Если вас атакуют, а вы обороняетесь, то можно притормозить, позволив врагу пролететь мимо. Будет много щелчков и движений дроссельной заслонки. Возможно, вы помните, как в фильме "Топ Ган: Мэверик" выглядел вражеский Су-57, который выполнил нечто очень похожее. Обманываете противника, который сидит у вас на хвосте в атакующей позиции, и делаете так, что он оказывается перед вами. В зоне досягаемости ваших орудий. Вы потратите весь разгон и остановитесь, но при этом в теории заставите плохого парня выскочить прямо перед вами.
Похоже, этот парень сейчас остановится, он сбрасывает. Посмотрите на дым позади самолета. Сейчас вы увидите элементы пилотирования. Эти штуки работают, развеваясь на ветру, чтобы просто удерживать машину на месте. Кромки крыльев подняты, комбинированные закрылки и элероны — все движется. И он завис, завис в пространстве! Было бы здорово увидеть землю или линию горизонта. Создается ощущение, что относительно нее не было вообще никакого движения. А, может, и было. Посмотрите на хвосты, они оба движутся!
Итак, сброс скорости, носовая часть устремлена вниз, разгон, вертикаль и петля. Маневрирование на малой скорости продолжается. Я не вижу движения реактивных струй. Может, все дело в разрешении, но должен быть вектор тяги. Происходит вроде как поворот по малому радиусу, хотя без линии горизонта он кажется очень крутым. Мне, по крайней мере, видится именно так.
Еще один пример из "Топ Ган: Мэверик": притормозил, пролетел мимо и, как мне кажется, ушел по нисходящей на посадку. Любимый момент зрителей авиашоу — выпуск шасси для приземления. Это бесспорно важнейшая составляющая успеха на показе.
Последний поворот выглядит довольно крутым, хотя угол обзора для меня непривычный, чтобы давать точную оценку, но вот он выводит воздушное судно из крена и оказывается точно над взлетно-посадочной полосой. Очень умело, не по аналогии с B52, но по схеме бомбардировщика. С большими самолетами все иначе, я это понимаю. Дальше идет выпуск тормозных парашютов и остановка.
Итак, это был демонстрационный пролет Т-50 на авиашоу в Чжухае. Я думаю, это впечатляющий реактивный самолет. Кое-что из увиденного нами выглядит круто исключительно в рамках авиашоу, тогда как применимость и практичность использования этих элементов в бою, да и просто на практике, сомнительны. Может, когда-нибудь настанет момент, когда вам нужно притормозить и позволить кому-то пролететь мимо, или же сбить врага на расстоянии в 110 км. А, может, до этого никогда не дойдет. Кто знает? Поживем — увидим. Хотя лично я надеюсь, что не увидим, в ином случае плохие новости для всех, победителя не будет.