Российские государственные активы для Украины: как премьер-министр Бельгии стал самым востребованным политиком в ЕС

NZZ: премьер-министр Бельгии не уступает в вопросе конфискации активов России

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Премьер-министр Бельгии, отказавшись конфисковывать российские активы, показал себя одним из самых разумных политиков в ЕС, пишет NZZ. В поисках средств для военной поддержки Киева ЕС готов нарушить любые международные нормы, однако Барт де Вевер выдвинул жесткие требования, с которыми придется считаться.
Антонио Фумагалли (Antonio Fumagalli)
Украине срочно нужны деньги, а Бельгия контролирует российские активы на сумму более 140 миллиардов евро. Премьер-министр Барт де Вевер пока не соглашается на их передачу. Как долго он будет противостоять растущему давлению со стороны ЕС?
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Бельгийский премьер-министр Барт де Вевер не является "самым умным человеком в мире", но он близок к этому. В 2009 году он потерпел неудачу в финале одноименной телеигры, так же как и в роли председателя правоконсервативной партии "Новый фламандский альянс". Сегодня де Вевер снова находится в центре внимания. Он, пожалуй, самый востребованный политик, если не во всем мире, то, по крайней мере, в Европе.
Зеленскому придется туго. ЕС не сможет изъять замороженные активы России
Дело в том, что в руках де Вевера ключ к одному из важнейших решений по поддержке Украины. На кону стоят российские государственные активы на сумму 140 миллиардов евро, которые с весны 2022 года заблокированы в бельгийской финансовой компании Euroclear. В течение нескольких месяцев в Брюсселе и в различных европейских столицах обсуждается план перечисления этих средств Украине в виде беспроцентного кредита. Киев должен будет вернуть кредит только в том случае, если Россия после окончания конфликта выплатит репарации. По мнению Еврокомиссии, речь не идет об экспроприации, что, однако, вызывает серьезные споры с точки зрения международного права.
Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен впервые публично упомянула эту идею в своем обращении о положении дел в Евросоюзе 10 сентября, а две недели спустя ее поддержал канцлер Германии Фридрих Мерц в своей широко обсуждаемой статье. Спустя всего несколько дней главы государств и правительств ЕС собрались в Копенгагене, и многие страны явно одобрили этот "фокус".

Курица, несущая золотые яйца

Лишь один человек не захотел присоединиться к общему хору: Барт де Вевер. На срочно созванной пресс-конференции этот талантливый оратор, который последовательно называл заблокированные активы России "курицей, несущей золотые яйца", подчеркнул, что он конструктивно участвует в дискуссии. Однако у него есть целый ряд вопросов. Если ответы на них не будут даны, он не сможет одобрить передачу российского государственного имущества Украине, что означает политический провал плана.
Де Вевер настаивает на соблюдении норм международного права, то есть на том, чтобы передача не была конфискацией. Поскольку не исключено, что иск России об ответственности может быть удовлетворен, риски должны быть распределены между всеми государствами-членами. Наконец, премьер-министр Бельгии требует обеспечить большую прозрачность в отношении других российских государственных средств, которые находятся в других странах.
Очевидно, что его призыв не был воспринят везде с одинаковой серьезностью. Еще утром 23 октября, в день саммита ЕС, председатель Европейского Совета Антониу Кошта объявил, что "сегодня будет принято политическое решение об обеспечении финансовых потребностей Украины на 2026 и 2027 годы". Однако расчет снова был сделан без учета мнения заинтересованной стороны. Де Вевер выступил против быстрого решения и повторил свои требования. В спешке пришлось пересматривать заявление по итогам саммита. Теперь страны ЕС лишь призвали Комиссию разработать "варианты поддержки Украины".

Предположение, что конфликт скоро закончится

Еврокомиссия выполнила домашнее задание и показала результаты на этой неделе. В двенадцатистраничном документе, который имеется в распоряжении NZZ, сначала обозначены финансовые потребности страны, пострадавшей от боевых действий. Цифры впечатляют: только на ближайшие два года Украине, по данным Комиссии и Международного валютного фонда, не хватает 135 миллиардов евро — например, для объявленной покупки ста французских истребителей Rafale. И даже эта огромная сумма рассчитана с учетом осторожных прогнозов: они основаны на предположении, что конфликт закончится в 2026 году.
Если дыру не удастся заткнуть, Украина рискует оказаться в "безнадежной экономической ситуации", которая подорвет "способность к обороне и выполнению основных государственных задач", говорится в отчете. Поскольку судьба Украины "имеет фундаментальное значение для будущего всей Европы", поддержка этой страны в еще большей степени, чем до сих пор, является "стратегическим императивом".

Множество открытых вопросов

Европейская комиссия предлагает три варианта решения, которые при необходимости можно комбинировать: первый — это безвозвратные субсидии, которые государства-члены должны будут выделить из своих бюджетов в соответствии с их экономической силой. Второй вариант — это принятие на себя совместных долгов, аналогично помощи на восстановление после коронавируса. Оба сценария приведут к образованию дыр в и без того уже сильно скудных национальных бюджетах и поэтому вряд ли получат поддержку большинства.
Остается третий вариант — кредит в размере 140 миллиардов евро из активов российского государства. В своем анализе Европейская комиссия пытается учесть опасения Бельгии, но это удается лишь в очень ограниченной степени. Так, она обещает, что риски будут распределены между странами-членами, но точный объем ответственности "еще предстоит определить". Также "открытым вопросом" остается, как долго государства должны будут нести эти расходы. А чтобы не допустить потери стабильности Euroclear, необходимы "соответствующие защитные меры".
Впервые Комиссия ЕС также признает, что использование российских государственных средств — если оно "неправильно будет воспринято как конфискация" — может вызвать цепную реакцию на финансовых рынках. Чтобы противостоять этой опасности, необходимы согласованные усилия ЕС и других партнеров. Одним словом, даже после недавнего заявления Комиссии ЕС многие вопросы остаются нерешенными.
Украине предложили принять сделку с Путиным по принципу "деньги за землю"Согласно плану США, Россия сохранит контроль над Донбассом в обмен на "арендную плату", пишет Telegraph. Помимо этого, Украина должна согласиться на жесткие ограничения для ВСУ. Этот ультиматум окончательно подтверждает: Киев был всего лишь разменной монетой в большой геополитической игре Запада.

Подаст ли Euroclear иск против ЕС?

Барт де Вевер пока не высказался публично. Однако из его окружения поступают сообщения, что Бельгия не удовлетворена "гарантиями". Их должны предоставить страны ЕС, а не Еврокомиссия. Кроме того, прежде чем занять определенную позицию, необходимо представить обязательный юридический текст. Другие страны-члены также требуют представить законопроект.
Как будто этих опасений было недостаточно, к ним добавились еще и "внешние" факторы: глава Euroclear Валери Урбен заявила газете Le Monde, что в случае вывода российских средств она рассмотрит возможность подачи иска против ЕС. Кроме того, в последние недели над критически важными объектами инфраструктуры Бельгии неоднократно были замечены крупные дроны неизвестного происхождения. Являются ли они предупреждением со стороны России? В любом случае, в СМИ об этом спекулируют (Россия не имеет отношения к БПЛА в европейском воздушном пространстве — прим. ИноСМИ).
Потребность Украины в финансировании станет острой не позднее второго квартала 2026 года, поэтому время поджимает. Соответственно, между Еврокомиссией и главными столицами, с одной стороны, и кабинетом Барта де Вевера, с другой, идут горячие переговоры. Окончательное решение будет принято на саммите ЕС 18 декабря.
Обсудить
Рекомендуем