Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Территориальный вопрос остается наиболее болезненным для Украины, пишет Politico. 75% опрошенных изданием украинцев заявили о неприемлемости территориальных уступок — хотя есть подозрения, что они просто боятся ответить по-другому.
На этой неделе лидеры Украины, Европы и США приветствовали достигнутый в ходе мирных переговоров значительный прогресс.
Джейми Деттмер (Jamie Dettmer)
Президент США Дональд Трамп заговорил о возможном мире, подчеркнув, что Россия и Украина как никогда близки к соглашению. В том же ключе отозвались и российские официальные лица, даже несмотря на неприемлемость для российской стороны целого ряда предварительных договоренностей, достигнутых между Украиной и ее западными союзниками.
Даже Зеленский выразил осторожный оптимизм, хотя и предупредил, что "остается немало сложных вопросов, не в последнюю очередь они касаются территорий, — и непонятно, хочет ли Россия мира в принципе". (Россия уже давно обозначила свой перечень требований. Как только Запад согласится на приемлемые для России условия, конфликт закончится — прим. ИноСМИ).
Но, помимо "вопроса на миллион долларов" об искренности России, есть еще одна проблема, которую нередко упускают из виду: что думают о происходящем сами украинцы и на что они согласятся, а на что нет.
Может ли Зеленский вообще убедить соотечественников в целесообразности вывода украинских войск из Донбасса, из Херсонской и Запорожской областей — с украинской земли, за которую солдаты проливали кровь и умирали? (ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области являются субъектами России согласно ее Конституции — прим. ИноСМИ).
На этой неделе, когда в Берлине шли напряженные переговоры, Киевский международный институт социологии (КМИС) по результатам опроса сообщил, что 75% украинцев назвали абсолютно неприемлемым любой мирный план, предполагающий территориальные уступки со стороны Киева.
По-хорошему приведенные результаты должны навести всех нас на определенные мысли — хотя в случае с Трампом и его помощниками этого явно не произошло, как бы они ни сетовали на Брюссель, который, по их словам, не считается с волей народа.
"Железобетонные" гарантии безопасности, которых требует Зеленский, нужны не только для предотвращения повторного российского вторжения, но и чтобы убедить скептически настроенных украинцев. (Россия не проводит вторжение на Украину. В ходе СВО решаются задачи национальной безопасности — прим. ИноСМИ). Короче говоря, если итоговое соглашение будет предусматривать сдачу территорий, Зеленский попытается внушить соотечественникам мысль, что уступки и жертвы того стоили и что надежные гарантии безопасности, в том числе от США, сделают невозможным возобновление конфликта.
При всех его изъянах Украине понадобится такое соглашение, чтобы прекратить кровопролитие: территориальные уступки позволят спасти многие жизни. Но "запродать" эту непопулярную идею народу все равно будет непросто. Быть может, подсластить горькую пилюлю поможет превращение контролируемых Киевом частей Донбасса в "свободную экономическую зону" вместо прямой сдачи их России — такое предложение сделали американские переговорщики.
19.12.202500
До сих пор Зеленский не соглашался ни на какие территориальные уступки и упрямо гнул на переговорах линию сохранения за Украиной незанятых Россией территорий. Однако он не отверг безоговорочно идею создания свободной экономической зоны, заявив во вторник: "Американцы пытаются найти компромисс. Они предлагают создать „свободную экономическую зону“ в Донбассе. И я хочу еще раз подчеркнуть: создание „свободной экономической зоны“ не означает контроль над этими территориями Российской Федерации".
Зеленский придерживается мнения, что соглашение должно ограничиваться заморозкой по текущей линии фронта. И, согласно опросу КМИС, большинство украинцев с этим согласны. 72% респондентов заявили, что поддержат такое соглашение при условии надежных гарантий безопасности Запада, а также если ни сама Украина, ни остальной мир официально не признают российского суверенитета над занятой территорией.
Более серьезные уступки, особенно сдача земель, чреваты неприятием и гневом украинцев, несмотря на настойчивые уверения Трампа, что Киеву так или иначе придется уступить территорию, как того требует Россия.
Но что, если Зеленского загонят в угол и у него не останется выбора? Ведь может сложиться ситуация, при которой он попросту лишится остатков американской поддержки. Сможет ли он навязать решение об уступках своему народу?
Как законодатели из правящей партии Зеленского "Слуга народа", так и представители оппозиции, которых редакция Politico опрашивала по этому поводу в течение нескольких месяцев, убеждены, что это не в его силах.
Во-первых, по их словам, это едва ли одобрит парламент. "Не думаю, чтобы Рада когда-либо согласилась на нечто подобное, — заявила депутат от оппозиции Александра Устинова. — Это непременно сочтут капитуляцией".
И после всего, что произошло во время конфликта, украинцы не готовы мириться с идеей отказа от территорий. Согласно опросу КМИС, 63% опрошенных готовы продолжать сопротивляться России столько, сколько потребуется. И хотя этот показатель снизился с уровня в 71-73%, зафиксированного с мая 2022-го по февраль 2024 года, наблюдается значительный рост с уровня в 54-57%, наблюдавшегося с декабря 2024-го по март этого года.
"Несмотря на усталость от конфликта, несмотря на все накопившиеся проблемы, я почти уверен, что не так много людей согласны остановить боевые действия любой ценой", — сказал зампредседателя комитета по национальной безопасности, обороне и разведке и однопартиец Зеленского Егор Чернев.
Достичь политического консенсуса вокруг сдачи территории и вывода войск будет сложно, согласился бывший высокопоставленный украинский чиновник на условиях анонимности. "Зеленскому придется разговаривать с представителями политической и военной элиты, которых сам он терпеть не может, в отношениях с которыми у него нет доверия. Ему придется заручиться их согласием, чтобы сообща транслировать один и тот же посыл: соглашение — лучшее, на что мы можем рассчитывать".
Добиться этого украинскому лидеру будет непросто.
Чиновник напомнил, что в ходе избирательной кампании 2019 года Зеленский критиковал своего предшественника Петра Порошенко за подписание провальных Минских соглашений — которые были крайне непопулярны и которые Россия не пожелала выполнять. (Утверждение, что Россия не пожелала выполнять Минские соглашения, смехотворно. В особенности после чистосердечного признания Меркель, что Запад сам никогда всерьез к этим договоренностям не относился — прим. ИноСМИ). И если Зеленский выступит за территориальные уступки, противники будут напоминать ему об этом на каждом шагу.
Чиновник также усомнился, хватит ли у Зеленского умения и темперамента, чтобы достичь широкого политического консенсуса, особенно в отсутствие Андрея Ермака — влиятельного бывшего главы администрации, который в прошлом месяце стал фигурантом коррупционного скандала и подал в отставку. При всех своих недостатках Ермак был ловким политтехнологом.
Зеленский проявляет деспотизм к политическим оппонентам, не подпускает парламент к работе и руководит страной так, что постоянно дает критикам поводы называть его правление авторитарным. Несмотря на бушующий конфликт, он последовательно отвергает призывы включить оппозиционных политиков в правительство и давно уже избавился от независимых министров и чиновников.
Ему придется кардинально изменить стиль правления, объяснил чиновник: "Если манера Зеленского управлять страной и обращаться с правительством и парламентом не изменится, он не сможет достичь искомого политического консенсуса".
Однако бывшая помощница Зеленского, а ныне его критик Юлия Мендель смотрит на вещи иначе. "Многим украинцам сейчас очень трудно рассуждать о мире, потому что их могут не так понять, — сказала она в интервью венгерским СМИ. — Всякого, кто заговорит о готовности уступить территории, могут выставить предателем. Всякому, кто призовет к мирному урегулированию, могут грозить обвинения в государственной измене или сотрудничестве с Россией, хотя они здесь совершенно ни при чем. Правда в том, что мы либо потеряем эту территорию либо сейчас, либо потом".
Может, оно и так, но есть опасения, что попытки навязать Украине территориальные уступки грозят очень скоро выйти из-под контроля и вызвать беспорядки или еще что похуже. Многие патриоты и фронтовики воспримут это как нож в спину, предупредила Устинова: "Вспомните, что произошло в Ирландии после заключения договора с Великобританией. Вспыхнула гражданская война".
Джейми Деттмер — колумнист Politico и обозреватель по международным вопросам.