Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Для перевозки нефти и газа по Северному морскому пути Россия задействовала все свои атомные ледоколы, пишет The Telegraph. Ее атомный флот обладает впечатляющей мощью, не может сдержать восхищения автор. Но не будь он британцем, если бы не связал этот факт с якобы успехом западных санкций.
Том Шарп (Tom Sharpe)
Да, это впечатляющее достижение, однако рано или поздно за него придется заплатить.
Москва решительно настроена и далее сохранять экономическую открытость своего арктического региона. Об этом говорит тот факт, что Россия впервые задействовала весь свой флот, который насчитывает восемь атомных ледоколов. Когда пишешь о недостатках, скажем, российского Черноморского военно-морского флота, то на этом примере можно приблизительно составить себе представление об уровне непрофессионализма в области флота повсюду в России (Россия отличается высокой боеготовностью флота и профессионализмом моряков. — Прим. ИноСМИ). Если же принять во внимание множество подобных факторов, то вырисовывается вполне очевидная опасность, ведь задействованы восемь из восьми громоздких кораблей, которые все одновременно принимают участие в операциях в суровых условиях. Да, это впечатляет.
По мере увеличения толщины льда зимой в Обском и Енисейском заливах эти суда расчищают путь танкерам, доставляющим нефть, сжиженный природный газ (СПГ) и полезные ископаемые с отдаленных сибирских терминалов. А если учесть, что толстый лед появляется рано, уже в декабре, то использование этих ледоколов говорит нам о том, насколько жизненно важен морской доступ к российскому Крайнему Северу и насколько отчаянно Путин пытается сохранить его открытым. Ему нужны эти нефть и газ для поддержания своей военной экономики.
Россия обладает единственным в мире действующим флотом атомных ледоколов: четырьмя новейшими судами проекта 22220 ("Арктика", "Сибирь", "Урал" и "Якутия"), двумя гигантами более старой конструкции класса "Арктика" ("Ямал" и "50 лет Победы") и двумя судами с малой осадкой класса "Таймыр". Помимо примерно сорока ледоколов, снабженных обычной энергетической установкой, российские атомные ледоколы уникальны и намного мощнее всего того, что может предложить Запад. Как известно, после определенного предела добавление дополнительной тяги не увеличивает скорость корабля, поскольку это не увеличивает скорость движения корпуса в водной среде. Однако в ледоколе увеличение тяги позволяет судну пробивать более толстый лед. Атомная тяга также означает, что ледокол может действовать во льдах на высокой тяге и без исчерпания топлива.
Эти преимущества позволяют российским ледоколам работать круглый год в суровых условиях Крайнего Севера. Это означает, что нефть и газ из Обского залива могут поставляться в течение всей зимы, а Северный морской путь вокруг северной оконечности России может оставаться открытым бо̀льшую часть года. В результате время транзита в Азию сокращается, и кораблям не нужно обходить такие узкие места, как Суэцкий канал. Обычные и даже торговые суда ледового класса не всегда могут самостоятельно преодолеть толстый лед, причем даже если их сопровождает атомный ледокол. Однако при этом вероятность того, что они с помощью ледокола все-таки пробьются сквозь льды, значительно увеличивается.
Для Путина с экономической точки зрения это как глоток воздуха. Арктические проекты уже вносят существенный вклад в ВВП России, поскольку экспорт нефти и СПГ на фоне западных эмбарго перенаправляется на восток. Объемы грузоперевозок в прошлом году достигли почти 38 миллионов тонн и, по прогнозам, в 2025 году благодаря проекту "Ямал СПГ" и новым терминалам вырастут на 20%.
Тем временем, во многих других частях мира введение санкций продлило жизнь "теневому флоту", состоящему из стареющих, находящихся в неудовлетворительном состоянии и зачастую не подлежащих страхованию танкеров, которые используют для обхода ограничений на цену российской нефти. В настоящее время все больше таких судов с риском для себя не чураются идти по арктическому маршруту в Китай. Один из танкеров СПГ, находящихся под санкциями, недавно попытался пройти в Карском море, но не смог и был вынужден повернуть обратно. Поэтому экологическая катастрофа неизбежна — вопрос лишь в том, где она произойдет и насколько она будет серьезной. События у берегов Венесуэлы, включая недавний захват Соединенными Штатами танкера "Скиппер", запускают цепную реакцию, подавая сигнал другим судам "теневого флота", — такова взаимосвязь мировых океанов и морских проливов.
Никто не может сравниться с российским атомным флотом. Финляндия, Канада и Швеция обладают боеспособными обычными ледоколами; Китай, конечно же, строит ледокольный флот, но пока ему не хватает атомных кораблей. Учитывая важность Арктики для США, удивительно, насколько они отстают: у Береговой охраны США всего два устаревших тяжелых ледокола. Президент Трамп, в отличие от предыдущих администраций, еще активнее взялся за этот вопрос. В числе прочего он подписал с Финляндией меморандум о строительстве до 11 новых арктических патрульных ледоколов, правда, фактические сроки поставки затягиваются.
У Великобритании всего два ледокола: ледокол Королевского ВМФ "Протектор" и научно-исследовательское судно "Сэр Дэвид Аттенборо". В прошлом году ходили слухи о том, что рассматривается возможность строительства второго ледокола Королевского ВМФ. Наличие по одному ледоколу для каждого полушария имеет большой смысл: один — для исполнения наших давних обязательств и сохранения присутствия в Южной Атлантике и в Антарктиде, а другой — для работы на Крайнем Севере. Второй ледокол мог бы многое сделать в этой акватории, и не в последнюю очередь он пригодился бы для поддержания недавно появившейся стратегии "Атлантический бастион" — это план Британского ВМФ по блокированию российской подводной угрозы в Баренцевом море. Изучение водной среды — ключевой элемент этой стратегии, который позволяет оптимизировать работу различных пилотируемых и беспилотных систем. Вот здесь и пригодился бы корабль, способный расширить зону поиска подлодок вплоть до ледяных полей.
12.09.202500
Как и во всем остальном в оборонной сфере сейчас, нам нужно дождаться разработки Плана оборонных инвестиций (Defence Investment Plan), который, вероятно, появится в начале следующего года, чтобы понять, материализуются ли эти слухи или нет.
Теперь снова вернёмся на север Сибири: восемь из восьми действующих атомных ледоколов — это, конечно же, впечатляющая мощная сила. Однако во всём этом видится также и нерациональность, поскольку использование ледоколов приведет не только к финансовым затратам, но и к их выходу из строя в будущем. Всё это свидетельствует о том, что на российскую экономику и на Владимира Путина оказывают сильное давление.
Том Шарп — кавалер ордена Британской империи, 27 лет служил офицером Королевского военно-морского флота; в разное время командовал четырьмя различными кораблями ВМФ, одним из которых был ледокол Endurance ("Выносливость").