Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Варшава, считавшаяся одним из ключевых участников группы сторонников Украины, сегодня играет лишь второстепенную роль при принятии решений на уровне ЕС и НАТО, пишет BZ. Польские власти это тяжело переживают. На этом фоне недовольство их политикой в стране стремительно нарастает.
Ян Опелька (Jan Opielka)
Уже вечером в прошлый четверг, за несколько часов до того, как главы государств и правительств ЕС в Брюсселе приняли решение о предоставлении Украине финансирования в виде кредитов на сумму 90 миллиардов евро, президент Украины Владимир Зеленский прибыл в Варшаву. Не зная контекста, в этом можно было бы усмотреть особый символизм: украинский лидер после важного для своей страны финансового решения посещает одного из важнейших союзников и доноров, который с начала конфликта последовательно выступает за дальнейшую поддержку Украины – финансовую, военную и гуманитарную.
Однако это впечатление очень обманчиво. Тот факт, что решение о предоставлении Украине кредита ЕС и визит Зеленского в Варшаву совпали по времени, было скорее удачной случайностью. Зеленский принял приглашение польского президента Кароля Навроцкого, вступившего в должность еще в августе. Тот настаивал на том, чтобы первая встреча с украинским коллегой прошла именно в Польше, стремясь ослабить позиции набирающих популярность в стране антиукраинских сил. Посыл должен был быть простым: гость – проситель нашей милостыни.
Однако и это не свидетельствует об особом международном политическом весе президента Навроцкого или правительства Дональда Туска. Зеленский в Польше держался корректно, выражал благодарность за поддержку, но не удержался от колкого замечания в адрес Варшавы. На совместной пресс-конференции с Навроцким он дал понять, что Польша по настоянию Дональда Трампа не была приглашена на последние переговоры по мирному урегулированию, прежде всего на консультации 23 ноября в Женеве. Подтекст звучал однозначно: не стоит переоценивать собственную значимость.
Переговоры по Украине: Польша осталась в стороне?
Европейские предложения по возможному мирному урегулированию, во многом подготовленные в Швейцарии, действительно показали: Польша больше не входит в число ведущих государств ЕС по украинскому треку, ее политический вес в этом вопросе снизился. Теперь, когда речь идет о жестких переговорах, четком определении позиций и возможном завершении конфликта, европейский альтернативный проект в дополнении к американской программе из 28 пунктов был представлен странами так называемой группы E3 – Германией, Францией и Великобританией.
Временный квартет, который еще весной этого года символично отправился в Киев в составе Фридриха Мерца, Эмманюэля Макрона, Кира Стармера и Дональда Туска, фактически превратился в трио. Уже на встрече европейских лидеров в августе в Вашингтоне среди представителей крупных стран ЕС и Великобритании присутствовал, например, премьер-министр Финляндии, но никого из Польши там не было.
Польша, как и многие другие государства ЕС, давно оказалась в фарватере "большой европейской тройки" и Брюсселя, продолжая надеяться на прочность европейско-американского союза. Известный в Польше политолог Яцек Бартосяк (Jacek Bartosiak) выразил надежду, что политические элиты страны и после публикации новой стратегии национальной безопасности США будут рассчитывать на благожелательное отношение со стороны Вашингтона. "Реакция польской политики предсказуема: отношения с США полируют в ожидании, что они когда-нибудь засияют серебром", – отмечает Бартосяк. По его словам, руководство в Варшаве до сих пор не смирилось с тем, что американцы уже следуют иной стратегии, в рамках которой интересы не только Украины, но и самой Польши могут стать предметом торга при пересмотре отношений между Вашингтоном и Москвой.
Время от времени Варшава, разумеется, высказывалась относительно проекта мирного плана по Украине, подготовленного неделю назад в Берлине. Однако роль Польши при этом свелась скорее к участию в общем новостном фоне и совместной итоговой фотографии. Похожая ситуация сложилась и с решением о предоставлении Украине кредитов ЕС, принятом в конце прошлой недели в Брюсселе. Туск называет это успехом, хотя ранее настаивал на конфискации замороженных российских активов. Одновременно с этим Туск подчеркивает, что новый военный кредит Украине не будет стоить польским гражданам ни злотого, поскольку речь идет о ранее неиспользованных средствах ЕС, предназначенных для "особых случаев".
"Польша не будет доплачивать за это предприятие, разумеется, если не считать того, что эти средства являются частью общеевропейского бюджета", – заявил Туск. Опытному политику пришлось задействовать все свои риторические навыки: в главной части высказывания прозвучало откровенное искажение фактов, которое тут же было смягчено в придаточном предложении. Цель – не раздражать чрезмерно уставшее от украинской темы общественное мнение в стране. На самом деле средства поступят из нового кредита, чьим формированием займется Европейская комиссия и который будет обеспечен через бюджет ЕС всеми государствами-членами, выразившими готовность участвовать. В том числе Польшей.
Тот факт, что Туск в вопросе финансовой поддержки Украины прибегает к подобным словесным манипуляциям, указывает на второй ключевой фактор ослабления польского влияния в ЕС по украинскому и российскому направлениям. В Польше среди населения заметно растет дистанцирование от украинцев. Это признал и сам Туск на совместной пресс-конференции с украинским президентом в прошлую пятницу в Варшаве. Именно поэтому глава польского правительства не стремится в первые ряды "коалиции желающих" поддерживать Украину: он, по всей видимости, понимает, что в таком случае ему пришлось бы вновь и вновь озвучивать польскую позицию по украинскому конфликту. Ее основные требования – давление на Россию силами Украины, максимально полное разрывание связей между ЕС и Москвой, а также, к примеру, выплаты компенсаций со стороны России. Все это выглядит либо нереалистичным требованием, либо сомнительным с точки зрения практической целесообразности.
Даже внутри ЕС Польша теряет свое влияние
В этой связи нельзя исключать, что Дональд Туск вовсе не будет активно включаться в вопрос переговоров по Украине. Ему будет крайне сложно объяснить своему электорату возможные контакты представителей ЕС с Владимиром Путиным – идею, которую недавно озвучил президент Франции Эмманюэль Макрон. Как, с точки зрения Туска, можно "выторговать" отказ России от ее "злых намерений в отношении всего свободного мира"? Тем более что, по его словам, "на первом месте среди объектов этих злых российских намерений, разумеется, находятся государства, граничащие с Россией: это страны Балтии, Польша, конечно же Украина и скандинавские страны".
Антироссийские позиции в Польше, в том числе на уровне общественной риторики, во много раз жестче, чем, например, в Германии. Однако сама идея переговоров "с дьяволом", либо даже намек на подобное, вряд ли пойдут на пользу как правительству, так и оппозиционной партии "Право и справедливость" (PiS). Напротив, такое развитие событий может усилить националистов, которые в последние месяцы заметно прибавили в популярности: речь идет о группировках "Конфедерация" и "Конфедерация Польской короны", возглавляемой эксцентричным монархистом Гжегожем Брауном. Обе силы выступают за резкое сокращение поддержки Киева. Браун открыто требует переговоров с Москвой и месяц назад даже направил открытое письмо министру иностранных дел России Сергею Лаврову. Его партия заявляет, что выступает "за деэскалацию и нормализацию польско-российских отношений и по-прежнему считает это возможным".
Тем временем политическая сцена в Польше практически полностью перекраивается. Традиционные правые, которых до 2023 года олицетворяла партия "Право и справедливость", прошли пик своего электорального влияния. Звезда престарелого "отца-основателя" PiS Ярослава Качиньского заметно угасла и, судя по всему, окончательно. Этому способствуют как его ухудшающееся состояние здоровья и когнитивные проблемы, так и усиливающаяся конкуренция как внутри партии, так и за ее пределами. В то время как в самой PiS идет ожесточенная борьба за власть, способная привести к расколу партии, еще более правые силы – "Конфедерация" и "Конфедерация польской короны" – продолжают набирать вес. Примечательно, что их рост во многом связан с усиливающейся критикой Европейского союза, распространяющейся среди польского населения.
Польская дилемма заключается в следующем: и PiS, и правительство Туска в вопросах России и Украины слишком жестко привязались к прежнему курсу администрации Байдена и сделали ставку на неизменность позиции США. Отправной пункт этой трагической логики, которую в целом разделяют правительство, оппозиционная PiS и президент Кароль Навроцкий, состоит в том, что в ближайшие годы нападение России на государство НАТО, прежде всего на Польшу и страны Балтии, считается практически неизбежным. Любой мирный договор, невыгодный Украине, с этой точки зрения повышает вероятность такого сценария. Причем речь идет не об абстрактной угрозе Альянсу или Западу, а именно о прямой угрозе Польше. В Варшаве эту оценку подкрепляют предполагаемые диверсии, включая недавние атаки на польскую железнодорожную инфраструктуру, а также зафиксированные в сентябре пролеты беспилотников. (Причастность России ко всем этим инцидентам так и не было доказано, обвинения остались голословными. – Прим. ИноСМИ). Возможный "крах" Украины воспринимается прежде всего как широко распахнутые ворота для дальнейших боевых действий России против западных государств.
22.12.202500
В условиях новой политики США любой, даже осторожный, разворот Польши в сторону позиций других стран Вышеградской группы – Венгрии, Словакии или Чехии – с высокой вероятностью приведет к дальнейшему усилению обеих партий "Конфедерации". Националисты могут с полным основанием заявить: именно они всегда выступали за больший реализм во внутренней политике, меньшую идеологическую восторженность Западом, более критичный взгляд на Украину и меньшую демонизацию России. Поэтому сейчас польское руководство меняет курс настолько медленно, что это трудно назвать поворотом. Тем не менее шаг за шагом принимаются законы и подзаконные акты, ограничивающие права украинцев в Польше. Все настойчивее звучат и требования со стороны польской "двуглавой" власти – правительства и президента, действующих в фарватере политики США, о встречных шагах со стороны Киева за оказанную поддержку.
Во время последнего визита Владимира Зеленского в Варшаву, в частности, обсуждалась передача Украине шести–восьми самых старых польских истребителей МиГ, подлежащих списанию, в обмен на украинские технологии в области беспилотников. Однако и такие "сделки" вызывают подозрения у критиков из "Конфедерации". Передача самолетов, по их мнению, ослабляет обороноспособность Польши, а что именно страна получит взамен в сфере беспилотных технологий, остается неясным, отмечает лидер "Конфедерации" Кшиштоф Босак.
Польские власти – точнее, руководство президентского дворца и кабинета правительства, оказались застигнуты сменой курса США сильнее, чем большинство западноевропейских стран. Наряду со странами Балтии Варшава особенно жестко настаивала на том, что Россию необходимо победить, иначе она продолжит военное продвижение на запад. Теперь неясно, что нанесет правительству больший урон: мирное соглашение, которое в Польше сочтут несправедливым по отношению к Украине, и последующее отсутствие военной угрозы со стороны России в адрес Польши и ее союзников, что поставит под сомнение нарратив о российском империализме? Или же продолжение украинского конфликта, который будет проигран даже при выделении 90 миллиардов евро помощи ЕС Украине, а значит – потребует новых миллиардов евро ценой дальнейшей гибели молодых людей?
Так или иначе, недовольство нынешними властями в Варшаве неизбежно будет нарастать. И потому главный вопрос заключается в том, придут ли правонационалистические силы в Польше к власти раньше или позже.