Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Когда 27 января 1945 года в лагеря Аушвиц — Биркенау — Моновиц вошли солдаты Красной Армии, в них осталось всего несколько тысяч больных и истощенных заключенных, пишет MP. Это были те, кто не смог отправиться в пешие эвакуационные этапы, которые потом назовут маршами смерти.
Адам Цира (Adam Cyra)
Красная Армия 12 января 1945 года начала операцию по разгрому немецких войск в центральной и западной частях оккупированных немцами территорий Польши. Частью этого наступления были действия 1-й армии Украинского фронта, направленные на захват промышленного района в Верхней Силезии. Эту задачу решала, в частности, 60-я армия, которая после взятия Кракова 19 января постепенно приближалась к Освенциму.
О существовании концлагеря Аушвиц ни ее солдаты, ни командиры Красной Армии ничего не знали, о чем свидетельствуют сохранившиеся оперативные и штабные донесения. Информация о лагере отсутствовала не только в документах 60-й армии, но и в газетах, издававшихся для солдат 1-го Украинского фронта.
Его командующий маршал Иван Степанович Конев о концлагере Аушвиц узнал только после того, как лагерь смерти заняли подчиненные ему войска, о чем он сделал следующую запись в своем дневнике: "На второй день после освобождения этого страшного лагеря, ставшего теперь во всем мире символом фашистского варварства, я оказался сравнительно недалеко от него. Первые сведения о том, что представлял из себя этот лагерь, мне уже были доложены. Но увидеть лагерь смерти своими глазами я не то чтобы не захотел, а просто сознательно не разрешил себе. Боевые действия были в самом разгаре, и руководство ими требовало такого напряжения, что я считал не вправе отдавать собственным переживаниям душевные силы и время. Там, на войне, я не принадлежал себе".
Эти записи однозначно свидетельствуют о том, что лагерь явно не был заранее обозначенным в планах советского военного командования приоритетом. Поэтому следует признать правоту историков, которые утверждают, что он был взят, можно сказать, по пути, который прокладывал каток советского наступления.
Эвакуация лагеря
В середине января 1945 года немцы приступили к окончательной ликвидации фабрики смерти Аушвиц и его лагерей-спутников, откуда в общей сложности с 17 по 21 января они эвакуировали около 58 тысяч человек. Тогда же немцы сняли посты с окружавших лагерь Аушвиц — Биркенау сторожевых вышек. С этого момента территорию охраняли только эсэсовцы. Колонны заключенных под охраной эсэсовцев направлялись сначала в Водзислав-Силезский и Гливице, и только оттуда их уже вывозили вглубь Третьего рейха по железной дороге, в открытых товарных вагонах — в Маутхаузен, Бухенвальд и другие немецкие концлагеря.
Лишь около 2200 заключенных из двух вспомогательных лагерей Аушвица — Эйнтраут в Свентохловице и Лаурахутте в Семяновице — были вывезены 23 января прямым железнодорожным транспортом. Остальным предстояли изнурительные этапы.
Самый длинный маршрут прошли более 3 тысяч заключенных из вспомогательного лагеря в Явожно. Они направлялись в концлагерь Гросс-Розен в Нижней Силезии. Им предстояло преодолеть около 250 километров. Маршем смерти к Водзиславу Силезскому вместе со взрослыми шли и несовершеннолетние узники. Во время этих маршей смерти конвоиры убивали не только беглецов, но и тех, кто отставал от колонны из-за предельного физического истощения.
Как пешеходные, так и железнодорожные маршруты, которыми эвакуировали узников, были усеяны тысячами трупов несчастных, расстрелянных эсэсовцами или умерших от истощения и холода. По оценкам историков, только в Верхней Силезии погибло около 3 тысяч эвакуированных заключенных. В ходе эвакуации погибло не менее 9 тысяч узников Аушвица.
Уничтожение следов преступления
20 января 1945 года по приказу лагерных властей были взорваны крематории, обозначенные номерами II и III, а в ночь с 26 на 27 января — последние печи, обозначенные номером V, которые самого до конца оставались в рабочем состоянии. Тогда же нацисты подожгли т.н. Канаду II — группу бараков, в которых складировалось имущество, оставшееся от жертв геноцида.
В лагерном комплексе осталось около 9 тысяч заключенных, в основном больных и крайне истощенных, которых эсэсовцы не успели убить. Они находились в центральном лагере (Штаммлагер, Аушвиц I), Биркенау (Аушвиц II), Моновице (Аушвиц III) и его вспомогательных лагерях. Эти люди избежали гибели. Их освободили. Эсэсовцы успели убить узников, содержащихся в лагерях-спутниках, в частности: Фюрстенгрубе в Весоле, Чеховиче-Вакуум в Чеховиче и Блаххаммер в Силезской жестяной фабрике — всего около 700 еврейских заключенных.
Освобождение
27 января 1945 года в Освенцим вошли войска 60-й армии 1-го Украинского фронта, которые появились в восточной части Освенцима, на территории вспомогательного лагеря Аушвиц III — Моновице. До центрального лагеря Аушвиц и лагеря Аушвиц II — Биркенау они добрались лишь спустя несколько часов, уже днем. Сопротивление отступающих немецких войск Красная Армия встретила только у первого из этих лагерей в Моновице.
Заключенные приветствовали советских солдат как освободителей. (…)
В боях с немецкими войсками на этой земле погиб и умер от ран двести тридцать один солдат Красной Армии, которые похоронены в братской могиле на приходском кладбище в Освенциме. Среди них было также несколько поляков, призванных в Красную Армию в 1944 году. Они были бойцами Львовской стрелковой дивизии, входившей в состав 60-й армии 1-го Украинского фронта.
В центральном лагере в Освенциме, Биркенау и Моновице были освобождены около 7 тысяч узников. Около пятисот советские солдаты освободили до 27 января 1945 года и вскоре после этого во вспомогательных лагерях: Старой Кузне, в Силезской жестяной фабрике, Свентохловице, Весоле, Либенже, Явишовице и Явожно.
В Аушвице — Биркенау было обнаружено несколько сотен трупов заключенных, расстрелянных и умерших от истощения во время бегства эсэсовцев. Выжившие узники, находившиеся в относительно хорошем физическом состоянии, покидали лагерь и возвращались в свои родные края. Для остальных была организована медицинская помощь на территории освобожденного лагеря.
Спасти выживших
Советские медики оказывали всю возможную помощь освобожденным больным заключенным, которых насчитывалось около 4500. Они взаимодействовали с добровольной командой Польского Красного Креста (ПКК) в составе созданной ею т. н. "лагерной больницы ПКК". Некоторые из узников были столь истощены, что спасти их не удалось.
К их числу принадлежал Тадеуш Сенковский (Tadeusz Sękowski). Он родился 24 мая 1924 года и был учеником гимназии в Лодзи. Во время немецкой оккупации Тадеуш вместе со своим отцом и матерью участвовал в польском сопротивлении. В июне 1943 года они и все их товарищи были арестованы гестапо и отправлены из Лодзи в Освенцим.
После освобождения лагеря его, тяжело больного, польский врач отвез в больницу в Кракове, откуда вскоре, за несколько дней до смерти, молодой человек написал письмо своей сестре Тересе, жившей в то время в Милановке.
Стоит процитировать отрывок из этого исторического документа: "Я свободен! Но я должен сообщить тебе одну печальную новость, о которой из лагеря в Освенциме я не мог написать из-за цензуры. Дело в том, в июне 44 года у меня заболели легкие. (...) Когда к нам стали подходить русские (в середине января 45 г.), произошла эвакуация лагеря. Все заключенные вышли пешком из лагеря под конвоем СС. Остались только больные в больнице. 21 января 45 г. эсэсовцы ушли из лагеря, оставив больных на произвол судьбы. (...) В настоящее время я лежу в больнице для легочно больных на Пронднике (предместье Кракова)".
29.01.202500
Это письмо, отправленное сестре военной почтой, является документом, свидетельствующим об обстоятельствах освобождения Освенцима советскими солдатами 27 января 1945 года.
Похороны жертв концлагеря Аушвиц
28 февраля 1945 года в Освенциме состоялись торжественные похороны узников, убитых во время эвакуации лагеря. Тогда состоялись похороны 470 человек. Похоронная процессия проследовала к месту упокоения из Биркенау. В братской могиле также были похоронены узники, тела которых были обнаружены в блоке № 11 на территории бывшего центрального лагеря Аушвиц I. Это захоронение сегодня находится недалеко от центра обслуживания посетителей мемориала Аушвиц, в нем покоятся около 700 жертв, погибших в последние дни существования лагеря Аушвиц — Биркенау.