Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Крайний Север для России — часть национальной идентичности, половина арктической территории принадлежит ей, заявил в интервью iROZHLAS эксперт Адам Кочис. Москва готова к попыткам НАТО превратить регион в арену противостояния.
Мартина Машкова (Martina Mašková)
Североатлантический альянс запустил миссию "Арктический страж" (Arctic Sentry). По словам генерального секретаря НАТО Марко Рютте, альянс расширит присутствие и наблюдение западных союзников в Арктическом регионе. Тем самым НАТО отвечает на действия России. "Для России Арктика — часть национальной идентичности, и половина арктической территории принадлежит России", — отмечает в эфире "Чешского радио" политический географ Адам Кочис с факультета естественных наук Университета Остравы.
iROZHLAS: Россия располагает в Арктике обширной инфраструктурой, в том числе военной. Каковы ее первоочередные цели? Контроль над Северным морским путем, оборона собственной территории, или Россия хочет просто демонстрировать силу?
Адам Кочи: Все перечисленное. Для России Арктика — часть национальной идентичности. Половина арктической территории принадлежит России. В отличие от Североатлантического альянса, Россия восстанавливает там свое присутствие, в течение последних 15 лет обновляя военные базы, появившиеся еще во время холодной войны. НАТО, по-моему, с опозданием реагирует на эти российские действия.
— А чего хочет от Арктики Китай?
— Китай связывает свои действия с Россией. Он учитывает, что льды в Северном Ледовитом океане тают, что в Арктике происходят климатические изменения и в регионе потепление идет в три-четыре раза быстрее, чем в остальном мире.
И, конечно, Китай и судовые компании видят, что в будущем им не придется пользоваться Суэцким каналом, а можно будет сократить путь (в Европу) на треть благодаря северо-восточному маршруту. Китай также отслеживает исследовательскую деятельность в этом регионе.
Перед присоединением Россией Крыма и конфликтом на Украине европейцы сотрудничали в Арктике с российскими институтами. Но их постепенно заменяет Китай, что для нас, конечно, печально.
Американские интересы
— Свою роль тут играют американские интересы. Насколько, с вашей точки зрения, Марку Рютте удалось смягчить ситуацию? Эта тема остается очень щекотливой внутри альянса?
— Остается и останется впредь. Марка Рютте многие хвалят за то, как умно он общается с Дональдом Трампом, но многие также обвиняют его в лизоблюдстве. Однако в одном ему не откажешь: он способен говорить с Трампом. А в Давосе, вероятно, после их разговора, Дональд Трамп как минимум смягчил риторику по этому вопросу.
"Арктический страж" — это больше, чем просто желание НАТО укреплять свои связи и демонстрировать России свою активность в этом регионе. Североатлантический альянс и так этим занимается уже давно. Тем не менее решение — это непосредственная реакция на разговор Трампа с Рютте.
— В миссии будут участвовать и Соединенные Штаты Америки?
— Да. Более того, командование будет осуществляться из Вирджинии, из Норфолка, где находится штаб НАТО для этого региона, для северных стран и Арктики. А миссия как раз и направлена на контроль этого региона и вод. Небо и море будут взяты под наблюдение близ Гренландии, Исландии, Великобритании. В общем, американцы будут участвовать.
Альтернатива Суэцкому каналу?
— Давайте еще раз вернемся к экономическому аспекту, который, конечно, тоже связан с безопасностью. Северный морской путь иногда называют альтернативой Суэцкому каналу. С чем это связано?
— Это связано с тем, что если плыть по этому пути, например, из Лондона в китайский порт, то можно сэкономить большое количество топлива и обойти стороной Суэцкий канал и Ближний Восток, который является крайне нестабильным регионом.
Ранее уже случалось, что в Суэцком канале останавливалось судоходство из-за одного застрявшего там судна. Китай и другие государства мира, конечно, возлагают надежды на полярную зону, желая сэкономить и ускорить доставку товаров из Китая в Европу.
Однако сегодня вдоль российского побережья нет инфраструктуры на случай роста трафика. Русским требуются иностранные инвестиции, и их предлагает Китай, сегодня он единственный, кто готов поддержать Россию в ее усилиях и сам воспользоваться выгодами.
А Гренландия?
— Вы коснулись темы климатических изменений. Как это влияет на другие аспекты, экономические и оборонные? Я предполагаю, что благодаря потеплению откроется доступ и некоторым прежде скрытым полезным ископаемым.
— Да, точно так. Это хорошо видно на примере Гренландии. 80% Гренландии — это ледник, который постепенно тает и открывает запасы редкоземельных металлов и других полезных ископаемых.
Но важно добавить, что добыча в арктических условиях очень сложна и затратна, хотя сегодня уже ведется. Кстати, мы еще недавно ездили на нефти и газе, которые добыты в Арктике, на полуострове Таймыр. Россия 20% своего ВВП получает в Арктике.
Арктика важна также для Норвегии и Канады, которые тоже добывают там полезные ископаемые. Разумеется, по мере усиления климатических изменений будет открываться все больше возможностей для использования Арктики.