Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
За насилием √ эксплуатация и наоборот

Последние успехи русских в Чечне по-прежнему закрывают возможность мирного разрешения конфликта

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Целый ряд деталей из процессов, происходящих в Чечне и вокруг неё, а также будней конфликтующих сторон свидетельствует о заинтересованности последних в сохранении сложившейся ситуации. По обе стороны конфликта стоят немалые деньги. Федералы, например, долго у себя под носом не хотели замечать одного из лидеров мятежников, зато надёжно контролировали нефтедоллары, правильнее √ нефтерубли. В Москве исчезают миллиарды, выделенные для строительства больниц в Чечне.

Целый ряд деталей из процессов, происходящих в Чечне и вокруг нее, а также будней конфликтующих сторон свидетельствует о заинтересованности последних в сохранении сложившейся ситуации. По обе стороны конфликта стоят немалые деньги. Федералы, например, долго у себя под носом не хотели замечать одного из лидеров мятежников, зато надежно контролировали нефтедоллары, правильнее - нефтерубли. В Москве исчезают миллиарды, выделенные для строительства больниц в Чечне.

Впервые вооруженным силам Москвы удался массированный удар по элитным силам чеченских мятежников. С гибелью "терминатора" Арби Бараева "исламские отряды особого назначения" потеряли своего вождя. Несмотря на это, успех верховного главнокомандующего вооруженными силами России Владимира Путина не дает повода надеяться на окончание в обозримом будущем партизанской войны на Северном Кавказе.

Военные предполагают, что в горах у населенных пунктов Ведено, Ножай-юрт и Шатой скрываются различные группы сепаратистов каждая численностью около 180 человек. Как утверждается, в общей сложности вооруженную борьбу постоянно ведут 2500 чеченцев и их союзников.

Их число остается стабильным. Как показывают наблюдения Кремля, каждого павшего мятежника сменяет его ближайший родственник.

Местные ветераны обеих чеченских войн продолжают тренировки под руководством пакистанских, афганских и арабских инструкторов. У опытных боевиков есть информаторы в каждом населенном пункте, занятом русскими.

Одновременно в отряды зачисляются совсем молодые люди. Выросшие в лагерях для беженцев, где нет школ, мстителями хотят быть даже 12-летние ребята. Уровень безработицы в республике составляет около 40 процентов. Доходы семьи, состоящей из 5-9 человек, редко бывают больше 22 евро. В то же время боевики получают 150 евро.

Каждый хочет заработать на Чечне

По данным Москвы, деньги приходят, в основном, из Иордании, Сирии, Турции, США, а также от имени международных организаций. Одним из везде используемых финансовых источников по-прежнему остается похищение людей. Чужаков похищают чеченцы, а местных гражданских - военнослужащие России. Выкуп часто попадает в руки коррумпированных чиновников.

Последний успех главы Кремля как раз и бросает свет на то, что происходит в Чечне. Московские спецслужбы затянули на долгие месяцы арест Бараева, проживавшего в населенном пункте, занятом русскими. Затем в течение шести велась яростная стрельба, такая, что помимо командира мятежников полегло немало гражданского населения.

Судя по всему, большинство конфликтующих между собой сторон полностью удовлетворено нынешним положением дел. Основная масса из находящихся здесь, по официальным данным 22 000 военнослужащих, прибывших из различных субъектов Федерации, остается сосредоточенной на базе сухопутных войск в Ханкале под Грозным. Под знаком уже извечной борьбы своих штабов за право командовать военнослужащие занимаются, в основном, торговлей запрещенными здесь спиртными напитками. В конечном счете, в войсках речь идет о том, чтобы заработать как можно больше денег: тот, кто останется в живых, хочет вернуться домой человеком, добившимся успеха в жизни.

Русские командиры на местах в основном озабочены вопросами контроля за нефтяными прибылями. В Чечне работают 4 500 кустарных нефтеперегонных заводиков.

Нет никакой заинтересованности в изменении властной структуры и регионального управленческого аппарата. Он занят, прежде всего, финансовыми потоками, проходящими в республике и вокруг нее. Только в 2000 году Кремль выделил 8 миллиардов рублей, из которых своего назначения достигли лишь 2,3 миллиарда. Остальная часть издавна исчезает еще в Москве, а оттуда идет на отмывку.

Но и в самой Чечне денежная помощь исчезает по темным каналам. В последний раз бесследно исчезли три миллиона евро, выделенные для строительства больниц.

У Кремля по-прежнему нет плана действий в кризисном регионе. Иногда обсуждаются лишь какие-то детали. Так, Москва думает о введении в мятежной республике своего рода экономического "военного коммунизма". В этом случае не может быть приватизации, но одновременно не может быть и крупных государственных предприятий.

Нет доверия ни к военным, ни к политикам

Судя по всему, самим чеченцам уже на все наплевать. Согласно результатам проведенного прошедшей зимой Кремлем опроса, они были едины в одном: политики из Грозного и Москвы, а также высокопоставленные военные устроили для себя из кровавого тупика хорошую жизнь.