Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Европа никак не определится со стратегией в отношении ближневосточного конфликта

У Европейского союза есть желание помочь, но не хватает возможностей

Европа никак не определится со стратегией в отношении ближневосточного конфликта picture
Европа никак не определится со стратегией в отношении ближневосточного конфликта picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Его имя всегда значится в списке встреч на самом высоком уровне, посвящённых ближневосточному конфликту. Хавьер Солана √ внешнеполитический представитель Европейского союза, - как и русские, и американцы печётся о мире на Ближнем Востоке. Однако влияние Соланы ещё меньше, чем у его партнёров по переговорам. Никто не знает, какой стратегии он придерживается.

С одной стороны, Солана - это сам Европейский союз, от имени которого ведет переговоры. ЕС считается настроенным дружественно к палестинцам. По крайней мере, пресс-секретарь Европейской комиссии объявила вчера, что Брюссель будет по-прежнему ежемесячно перечислять органам власти палестинской автономии по 10 миллионов евро для достойных целей, таких, как строительство больниц и школ. А испанский министр иностранных дел Хосеп Пике (Josep Pique), возглавляющий в настоящее время Совет ЕС, пригласил израильского посла, чтобы потребовать вывода израильских войск из палестинских городов и возвращения президенту Палестины Ясиру Арафату (Jassir Arafat) свободы передвижения.

Но с другой стороны, есть тут и другие государства-члены ЕС, которые с удовольствием варят свой собственный суп. Сейчас, например, слово взяли немцы. Ситуация "в высшей степени тревожная", - сказал министр иностранных дел Йошка Фишер (Joschka Fischer) - представитель зеленых, - который, впрочем, не пошел дальше описания этой ситуации. Тем временем возможности дипломатического вмешательства рассматриваются в Берлине как относительно незначительные. Речь, говорят там, может идти лишь о том, чтобы заставить конфликтующие стороны идти "по сантиметру" навстречу друг другу. Поэтому Фишер заслуживает такой же похвалы, что и Солана. Его самого на собранной в спешке встрече в кризисном регионе нет, но он много звонит по телефону: в США, Россию, в рабские государства, партнерам по ЕС. Его цель - выработать по возможности единую международную позицию.

Франция больше не ждет от Шарона никаких мирных инициатив

При этом Берлин ни в коем случае не желает возлагать всю вину за эскалацию лишь на Израиль. Тем временем из правительственных кругов поступает израильская оценка ситуации, согласно которой еврейское государство находится в положении, когда возникла угроза его существованию. Тем не менее, немцы требуют помимо отказа обеих сторон от применения насилия конкретно от Израиля того, чтобы тот гарантировал неприкосновенность Арафата и обязался не уничтожать полностью его органы управления автономией.

Наряду с немцами в правильности соответствующей позиции относительно войны на Ближнем Востоке твердо уверены и другие партнеры по ЕС. В Париже, например, с каждым днем растет разочарование в связи с несгибаемой позицией Израиля. Вчера французские дипломаты дали впервые понять, что они ожидали большего от израильского премьера Ариэля Шарона (Ariel Scharon). Министр иностранных дел призвал Израиль "немедленно" вывести свои войска с палестинской территории: "Танки - это не решение проблемы", - предостерег Юбер Ведрин (Hubert Vedrine). Однако надежд быть услышанным у него мало. Пресс-секретарь Ведрина напомнил, что Шарон был всегда настроен против заключения мирного соглашения с арабами: "Он голосовал против мирных договоров Израиля с Египтом и против договоров Осло, он постоянно поддерживал процесс колонизации, он постоянно ставил под вопрос фигуру Арафата и никогда ни на толику не признавал легитимность палестинских органов власти. В этом проявляется, своего рода, когерентность".

Парижские дипломаты считают ЕС слишком слабым

При этом француские дипломаты с большой озабоченностью наблюдают за тем, как сама Франция становится полем сражения в этом кровавом конфликте. На Пасху во Франции дело дошло до многочисленных актов насилия в отношении евреев. В Лионе, Страсбурге и Марселе горели синагоги.

Миссия Соланы становится в связи с этим не легче. Представления, подобные тем, что высказывают парижские дипломаты, считающие ЕС слишком слабым, чтобы вообще вмешиваться в эту "драматическую ситуацию", усложняют его положение. К тому же его партнеры по переговорам все больше и больше склоняются к тому, чтобы присоединиться к трезвой оценке французского Министерства иностранных дел: "Амбиции Европы, - сказал один представитель, - должны быть пропорциональны нашим возможностям".