Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Абхазия и Южная Осетия √ сестры-близнецы, восставшие против матери Грузии

Помимо осетинского и абхазского вопросов, в любой момент могут возникнуть другие источники конфликтов, что приведет к еще большему раздроблению территории Грузии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Южно-осетинская автономная республика, расположенная на русско-грузинской границе первой дала знать о себе. Южная Осетия, площадь которой составляет 3900 кв. км., была присоединена к Грузии в 1922 году. В начале 90-х годов она вступила в конфликт с центральной властью Грузии. Напряжение только возросло, когда непредсказуемый Звиад Гамсахурдиа, бывший диссидент-националист и будущий глава государства, обвинил осетин в пособничестве России и лишил их права на национальное самоопределение и права голоса

Решительно, Сталин все никак не может умереть┘ Его тактика "разделяй и властвуй" не только разбила на "кланы" бессильную коммунистическую партию, но также привела к раздроблению территории советского государства, когда в 20-30е годы возник вопрос о национальностях. Так, один народ с единым языком и общей религией оказался разделен на два - а сегодня, после падения СССР, осетин, к тому же, разделяет международная граница. Парадоксально, но Грузия, родина кремлевского владыки, больше всего пострадала от применения этого произвольного деления. В 1931 году, когда Закавказская федеративная социалистическая республика разделилась, Абхазия, а также Южная Осетия и Аджария стали автономными областями или республиками в составе Грузинской ССР. Вопрос о национальностях был снят, советский гнет препятствовал любой инициативе, и единственной надеждой региональных властей оставались попытки либерализации режима. Сначала при Никите Хрущеве, до его свержения в 1965 году, затем при Брежневе, когда была принята Конституция 1977 года.

Пришлось дожидаться распада СССР 1991 года, чтобы абхазы и осетины смогли положить на стол в Кремле тяжелые папки своих досье. Но новый генсек КПСС, Михаил Горбачев начал проводить национальную политику, глубоко отличную о той, что осуществляли его предшественники. Он игнорировал национальный вопрос. Однако армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе, вопрос о прибалтийских республиках, и волнения в Грузии потопили перестройку. Одна за другой объявлявшие о своей независимости, новоиспеченные страны получили в наследство советские структуры и оказались не готовыми к глобализации. Кроме того, к вопросу о нефтепроводах на Южном Кавказе добавилась этническая проблематика, что заставило колебаться чашу весов в регионе от мира к войне. Десять лет спустя после обретения независимости шок национального самоопределения, помноженный на геоэкономические проблемы, еще не прошел.

Южная Осетия: между миром и войной

Южно-осетинская автономная республика, расположенная на русско-грузинской границе первой дала знать о себе. Южная Осетия, площадь которой составляет 3900 кв. км., была присоединена к Грузии в 1922 году. В начале 90-х годов она вступила в конфликт с центральной властью Грузии. Напряжение только возросло, когда непредсказуемый Звиад Гамсахурдиа, бывший диссидент-националист и будущий глава государства, обвинил осетин в пособничестве России и лишил их права на национальное самоопределение и права голоса. Кризис перетек в вооруженный конфликт в январе 1991 года, когда Тбилиси послал 6000 милиционеров в Цхинвали, столицу автономной области. За год войны стороны потеряли около 1000 человек убитыми и ранеными, число беженцев с обеих сторон составило десятки тысяч человек. Свержение Звиада Гамсахурдиа в январе 1992 года дало временную передышку, но межнациональная вражда разгорелась с новой силой летом 1992 года, несмотря на возвращение в политику Эдуарда Шеварднадзе, более прагматичного, чем его вояка-министр Тенгиз Китовани. Именно под его командованием грузинские войска начали осаду Цхинвали: пошла череда насилия и массовых убийств осетинского населения. Летом 1992 года Россия, до этого сохранявшая нейтралитет, вступила в войну на стороне осетин и предоставила им оружие и вертолеты. 10 июня 1992 года по инициативе России в Казбеги было подписано соглашение о прекращении огня, затем последовало подписание договора в Сочи 24 июня 1992 года. В присутствии наблюдателей со стороны Северной и Южной Осетии Москва и Тбилиси взаимно признали свою территориальную целостность и приняли решение о мирном урегулировании конфликта. Инициатива урегулирования кризиса исходила от Москвы.

Признание суверенитета вызвало радость в Тбилиси, но, столкнувшись с другим кризисом, на этот раз в Абхазии, Грузия не смогла предложить своего варианта мирного решения вопроса Южной Осетии. Против своей воли Цхинвали согласился с планом мирного урегулирования, тогда как решение о статусе Южной Осетии - вопрос о независимости или присоединении - было отложено.

Мир, достигнутый усилиями России и ОБСЕ, остается непрочным.

Озабоченные абхазской проблемой и нестабильностью в Тбилиси, грузины не решаются проявлять враждебность к Осетии, опасаясь, что пламя войны в соседней Чечне может перекинуться на этот уже опустошенный регион, что может повлечь за собой новую интервенцию со стороны России. Тем временем Москва обвиняет режим Эдуарда Шеварднадзе в поддержке чеченских сепаратистов, которые свободно передвигаются по территории Грузии. По всей логике, пришла пора Цхинвали ставить часы по Москве.

В 1996 году Людвиг Чибиров был избран первым "президентом" Южной Осетии. 8 апреля 2001 года Осетия приняла на референдуме собственную Конституцию, а 6 декабря 2001 года осетины избрали российского гражданина Эдуарда Кокоева, 38 лет, президентом республики. В прошлом - чемпион Грузии по борьбе, коммерсант Эдуард Кокоев был избран президентом во втором туре, набрав 53% голосов, тогда как 19000 грузин бойкотировали выборы. За несколько дней до своего избрания Эдуард Кокоев объявил о своих намерениях "добиться интеграции Южной Осетии в состав Российской федерации в ранге ассоциированного члена". Тбилиси отказался высказываться по поводу этих выборов, голосование было объявлено незаконным. Такое промедление со стороны грузинских властей объясняется обострением грузино-абхазского конфликта в сентябре-октябре 2001 года. Грузия рассчитывает на осуществление мирной стратегии в Южной Осетии и надеется на теплоту личных взаимоотношений между Эдуардом Шеварднадзе и Эдуардом Кокоевым для продолжения мирного процесса. Грузия опасается, что в противном случае Москва превратит этот анклав во "вторую Чечню", в силу того, что в Государственной думе сильны осетинские и антигрузинские лоббисты.

Абхазия: состояние войны

Вторым кризисом, потрясшим Грузию в 1991 -1994 годах является война в Абхазии. Территория этой республики - 8600 кв. км., она расположена на северо-западе Грузии. Абхазия стала автономной республикой в 1921 году, а затем была переведена в ранг автономной области в 1931 году указом Сталина. Абхазы, чья цивилизация - одна из самых древних в мире, в 1989 году составляли лишь 17% населения республики. Воспользовавшись наступающей либерализацией в СССР, абхазская интеллигенция поставила вопрос о своем суверенитете и о возвращении статуса автономной республики. Грузия отвергла эти предложения. В 1989 году в разгар перестройки в Сухуми, столице Абхазии, потребовали признания собственных национальных прав, когда Грузия пожелала получить то же самое от Москвы. Столкнулись два национализма, что вскоре привело к кровавому конфликту. По мере разрушения СССР, Сухуми и Тбилиси все более втягивались в межэтническую войну. На требования суверенитета Грузии от Москвы, Абхазия ответила тем же. В мае 1991 года напряжение ослабло и стороны пришли к компромиссу: непропорциональное большинство представительства абхазов в структурах автономии в обмен на отказ от сепаратизма. Но свержение Звиада Гамсахурдиа положило конец временному затишью.

В Сухуми с подозрением отнеслись к возвращению Эдуарда Шеварднадзе и вновь потребовали независимости 23 июля 1992 года, когда была принята односторонняя декларация о суверенитете. Началась война; грузинские войска вошли в Сухуми 18 августа 1992 года, абхазские повстанцы укрылись в Гадауте, на севере страны. Абхазы могли рассчитывать на снабжение и военную помощь со стороны России, солидарность армянского, греческого и русского меньшинств, содействие осетин, абхазской диаспоры в Турции, и воспользоваться своей выгодной позицией на побережье Черного моря, что облегчало доставку помощи людьми и оружием. 11 000 грузинских солдат противостояли 8000 сепаратистов, среди которых абхазы составляли меньшинство. Армянские, русские и осетинские батальоны вошли в состав сил самообороны под командованием Владислава Ардзинбы, "президента" местного парламента. Пламя войны вновь охватило Абхазию, разделенную на две части (Юг оставался за грузинами, Север - за сепаратистами), в марте и особенно летом 1993 года.

Абхазское наступление прорвало линию обороны: один за другим южные города пали под атаками сепаратистов, осада Сухуми началась 19 сентября. Через 10 дней город пал, в боях было убито 500 человек и 2000 было ранено. Не довольствуясь военной победой над Грузией, ослабленной восстанием звиадистов, абхазы изгнали со своей территории 270 000 грузин и перевернули демографическую ситуацию в свою пользу. Находившаяся в разрыве отношений с Россией до взятия Сухуми Грузия изменила свою стратегию и вступила в СНГ в сентябре-октябре 1993 года. Совет безопасности ООН принял резолюцию 858, которая предусматривала создание миротворческой миссии, и ввел контингент миротворческих сил, составленный исключительно из российских частей. Под эгидой ООН начался мирный процесс, и соглашение о прекращении огня было подписано в марте 1994 года.

С момента окончания боев абхазы отвергают любые предложения кроме объявления независимости или присоединения к России. Абхазия приняла новую конституцию в ноябре 1994 года и объявила о своей независимости по итогам референдума 3 октября 1999 года, непризнанного ООН. Столь поспешное осуществление сепаратистских планов могло заставить Россию повернуться к Абхазии спиной. Проабхазские настроения несколько ослабли в Москве, после того как было установлено, что абхазы приняли участие в чеченском сопротивлении. Несмотря на несколько попыток прийти к компромиссу, предпринятых Владиславом Ардзинбой и Эдуардом Шеварднадзе в 1997 году, и на ряд мирных инициатив, ничего реального не было достигнуто. Установившийся мир - непрочен, а вопрос о грузинских беженцах не решен и по сей день.

Ухудшение обстановки привело к тому, что радикально настроенное грузинское население, в частности, выходцы с территории автономной области, объединилось вокруг бывшего председателя абхазского парламента, Тамаза Надарейшвили. Были созданы подразделения, верные экс-президенту Грузии. Они начали наступление на абхазские позиции на границе с Грузией. Сухуми выступил с разоблачением террористических акций этих звиадистов, и 28 мая 1998 года в Гадауте было подписано соглашение о прекращении огня, положившее начало переговорам под эгидой ООН. Неуступчивость абхазов, дух отмщения звиадистов и нестабильность грузинского режима, все эти факторы кризиса привели к тому, что Грузия оказалась в тупике. В сентябре-октябре 2001 года 500 грузинских волонтеров, опираясь на некоторых чеченских командиров (в большинстве своем чеченцы занимают проабхазскую позицию) предприняли наступление в Кодорском ущелье в Абхазии, что привело к гибели 40 человек. Гражданский вертолет, принадлежавший ООН, был сбит над зоной конфликта, погибло 9 человек. В этот момент генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (Kofi Annan) призвал враждующие стороны остановить насилие и возобновить переговоры. Но Сухуми требует отвода грузинских сил прежде всяких дискуссий.

Ввиду неуступчивости Тбилиси и несмотря на пошатнувшееся здоровье "президента" Владислава Ардзинбы, абхазы провели парламентские выборы 2 марта 2002 года, несмотря на давление ООН, ЕС и Тбилиси, которые признали голосование незаконным. Среди 63 кандидатов на 35 мест, трое по своему происхождению были грузинами.

До сегодняшнего дня официальные результаты не обнародованы, но по достоверным источникам, армяне получили 3 места, русские - 2 и кабардинцы - одно.

Помимо осетинского и абхазского вопросов, в любой момент могут возникнуть другие источники конфликтов, что приведет к еще большему раздроблению территории Грузии. Аджария, близкая к Турции, и Джавахети, регион на юге страны, где проживает армянское большинство - представляют потенциальную опасность, с тех пор как по их территории предполагается провести нефтепровод Баку-Сейхан. Аджария, регион, где процветают торговля наркотиками и коррупция, максимально использует свое выгодное положение на черноморском побережье и близость Турции. Джавахети явно находится под влиянием Еревана, который, не желая портить отношений с Тбилиси, отрицает всякое стремление к сепаратизму, хотя и не отвергает возможности создания автономии Джавахети в составе федеральной Грузии. Но как на это посмотрит Россия, которая использует межнациональные конфликты в своих стратегических и экономических целях?