Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Капитализм - безумие по-американски

В чем корень зла?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Уинстон Черчилль мог бы сказать так: «капитализм - худшая из экономических систем, за неимением лучшей». Но с некоторого момента в США эта система начала издавать гнилой запах, так что даже наименее деликатные люди вынуждены зажимать нос. Генри Паулсон, всесильный патрон компании «Goldman Sachs», недавно сказал, что никогда не думал, что «репутация может быть настолько испорченной». Хваленое доверие можно выбросить в урну. Инвесторы чувствуют себя так, словно им на головы вылили ушат холодной воды, они шарахаются от биржи, как от огня

Уинстон Черчилль (Winston Churchill) мог бы сказать так: «капитализм - худшая из экономических систем, за неимением лучшей». Но с некоторого момента в США эта система начала издавать гнилой запах, так что даже наименее деликатные люди вынуждены зажимать нос. Генри Паулсон (Henry Paulson), всесильный патрон компании «Goldman Sachs», недавно сказал, что никогда не думал, что «репутация может быть настолько испорченной». Хваленое доверие можно выбросить в урну. Инвесторы чувствуют себя так, словно им на головы вылили ушат холодной воды, они шарахаются от биржи, как от огня.

В чем корень зла? Какие гнилые яблоки (компании ImClone, Tyco, Enron и т.д.) следовало прежде всего разглядеть в большой корзине спелых фруктов? Проблема носит более общий характер, «зло» - в том принципе, в каком «худшая из систем» функционирует вот уже двадцать лет. Мотор машины - и это не секрет - прибыль. Но смысл этого слова изменился. Прибыль больше не служит развитию предприятия и - о, безумие! - выполнению социального долга. Эти цели (развитие, оздоровление) имеют смысл лишь в том случае, если обещают принести в самые короткие сроки наибольший доход акционерам. Советы директоров, чтобы удовлетворить алчность мелких сошек, борются за назначение наиболее компетентных, агрессивных и рисковых исполнительных директоров, тех, кто способен приносить наибольшую прибыль. Эти волшебники без страха и без особых угрызений совести ценят золото: они получают головокружительные «компенсации», пропорциональные (в фондовых опционах) тем прибылям, которые извлекают главные управляющие делами компаний.

Какими способами? В конечном счете - как показывают последние скандалы - любыми способами, законными и не очень. Больше нет тормозов, поскольку «исполнитель», который терпит поражение или выходит из игры, практически неуязвим. Он срывает куш и, если сомневается в успехе, может сделать все, чтоб сохранить богатство, - сбывая акции в массовом порядке в наиболее подходящий момент (это происходит сплошь и рядом), а когда компания терпит крах, он расправляет крылья и улетает.

На этом скользком пути «худшая из систем» может «сойти с ума». Способна ли она реформировать саму себя? Ее лидеры, конечно, в это верят. Посмотрим, правы ли они.