Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Волна дезертирства захлестнула российскую армию

За 6 дней совершено 13 побегов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Какой смысл дезертировать? Чтобы погибнуть? Сесть в тюрьму?», - так говорил Илья Барышников в начале года. Этот 20-летний молодой человек - уклонист. Некоторые называют его «предателем» за то, что он отказался «подарить» два года своей жизни армии. Трибунал приговорил его к 6 месяцам тюрьмы. На самом деле, это тройное наказание: Илья был посажен в тюрьму, его права были нарушены, и он должен будет пройти военную службу. Но он не станет дезертировать

Вчера поздно вечером были задержаны шестеро из восьми солдат миротворческого контингента, дислоцированного в сепаратистской Южной Осетии. Солдаты совершили побег из своей части в ночь с понедельника на вторник, по данным российских военных

«Какой смысл дезертировать? Чтобы погибнуть? Сесть в тюрьму?», - так говорил Илья Барышников в начале года. Этот 20-летний молодой человек - уклонист. Некоторые называют его «предателем» за то, что он отказался «подарить» два года своей жизни армии. Трибунал приговорил его к 6 месяцам тюрьмы. На самом деле, это тройное наказание: Илья был посажен в тюрьму, его права были нарушены, и он должен будет пройти военную службу. Но он не станет дезертировать.

Павел Торопков и Андрей Поляков предпочли бежать. Был поздний субботний вечер, близилась ночь. Они (19 и 20 лет) служили в Майкопе, недалеко от Краснодара. В последний раз оглядев свою казарму, они бежали, прихватив с собой автоматы. На дороге они захватили автомобиль и поехали, куда глаза глядят. На первом дорожном посту их опознали два милиционера.

Именно с этого поста и началась кровавая погоня - солдаты убили милиционеров. В воскресенье около 600 военных и милиционеров уже гнались за ними по пятам. В понедельник два дезертира были остановлены, но отказались сдаться. Взять их живыми не удалось.

Когда погоня за Павлом и Андреем только началась, в нескольких сотнях километров к югу другой солдат, Владислав, уже свершил свой путь. Этот двадцатилетний солдат покончил с собой после трехдневного бегства. Молодой призывник был отправлен на войну на севере Чечни; он покинул свою часть, убив двух других военнослужащих.

С начала года резко возросло число случаев дезертирства из рядов вооруженных сил. За полгода 25 человек погибли в результате побегов. Жертвами стали сами дезертиры, военные, милиционеры и мирные граждане.

Комментируя «эпизод» с погоней за двумя военнослужащими, убитыми в понедельник, командующий войсками Северо-Кавказского военного округа отказался признать, что причиной побега стали издевательства и оскорбления, которые пришлось перенести солдатам. «Командованием части были допущены ошибки, - сказал он, - но причина этого инцидента не связаны с прохождением службы».

Комитет солдатских матерей уже многие годы разоблачает дедовщину, невыносимые, ужасные издевательства, которые терпят солдаты; комитет разоблачает также показную самоуверенность военных: «У каждого побега есть своя причина, дезертирству всегда предшествует тяжкое оскорбление. Чем хуже обращаются с солдатами, тем чаще они направляют оружие, которое попадает к ним в руки, против общества».

В феврале месяце дезертировали Алмаз Шагеев и Михаил Сухоруков, их побег стоил жизни 11 человек. Этот случай всколыхнул общественное мнение России. Оба они служили в 31-й парашютной дивизии в Ульяновске, им оставалось лишь несколько месяцев до демобилизации, когда они бежали, захватив с собой два автомата Калашникова и девять комплектов боеприпасов.

С четверга в российской армии зафиксировано тринадцать случаев дезертирства. В лучшем случае, операции по поимке заканчиваются бескровно, как это произошло в понедельник вечером в Карелии, где побег совершил вооруженный пограничник. Кровопролития удалось избежать и на Урале, недалеко от российско-казахской границы, где также бежал военнослужащий.

По официальным данным, около 1800 российских солдат погибает каждый год вне зоны военных действий. Комитет солдатских матерей называет вдвое большую цифру. В недавнем отчете Совета Европы было заявлено, что российские солдаты подвергаются «пыткам» во время прохождения службы. Совет Европы призвал российские власти принять срочные меры.

Вчера один депутат-либерал предложил внести законопроект, который позволил бы призывникам приобретать у государства право не быть призванным под знамена.

Дума, нижняя палата российского парламента, должна была рассмотреть сегодня законопроект об альтернативной службе во втором чтении. Этот проект, принятия которого ждут организации и движения по защите прав человека, должен заставить российскую армию (1,2 миллиона человек) «сбросить» избыточный вес. Но многочисленные поправки, вносимые прокремлевскими депутатами, лишают это проект содержания.

Президент России пообещал перевести российскую армию на профессиональные рельсы к 2010 году.

Последний случай дезертирства был зафиксирован вчера. Свою часть покинули 8 солдат из российского миротворческого контингента, дислоцированного в Южной Осетии, регионе, добивающемся независимости от Грузии. Беглецы взяли с собой автоматы Калашникова, пистолеты и боеприпасы к ним. Шестеро из них были пойманы поздно ночью. Это первый случай бегства контрактников, принято считать, что с ними обращаются лучше, чем с обычными призывниками.