Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Договор для отвода глаз

Размышления о российско-американском договоре, подписанном 24 мая

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Словно благодаря прекрасному трюку иллюзиониста, договор, подписанный в Москве Джорджем Бушем и Владимиром Путиным 24 мая, вдруг стал «историческим договором о ядерном разоружении». Нет ничего более далекого от истины, чем эта сказка для детей

Словно благодаря прекрасному трюку иллюзиониста, договор, подписанный в Москве Джорджем Бушем (George W. Bush) и Владимиром Путиным 24 мая, вдруг стал «историческим договором о ядерном разоружении». Нет ничего более далекого от истины, чем эта сказка для детей.

Во время президентской кампании, Джордж Буш утверждал, что холодная война окончена, что Россия больше не враг Соединенным Штатам, и что, следовательно, американцы должны сократить ядерный арсенал, чтобы использовать свои ресурсы для отражения новых угроз. После его избрания, военные объяснили президенту, что не разделяют его мнения: они, конечно, пожелали увеличить расходы на оборону и разработку новых видов вооружений, но конец холодной войны означал для них скорее модернизацию ядерного арсенала, чем его сокращение.

Их идеи были высказаны в документе, ставшем официальной доктриной администрации в январе этого года: ядерное оружие должно стать фактором сдерживания. Сдерживания России, в том случае, если она проявит враждебность по отношению к США; Китая в случае агрессии против Тайваня; Северной Кореи, Ирака, Ирана, Ливии, Сирии и всех стран, которые могут применить химическое, биологическое или ядерное оружие. Ракеты - это не только сдерживающий фактор - президент должен иметь возможность свободно использовать любые виды вооружений: от классических до ядерных, в соответствии с поставленными целями, даже если речь идет о простом разрушении подземного бункера.

Чтобы достичь этих целей, американские военные хотят к 2012 году иметь в своем распоряжении от 1700 до 2200 боеголовок, установленных на стратегических ракетах, готовых к запуску в любой момент. Еще 10 тысяч боеголовок будут складированы и должны быть готовы к реактивации в кратчайший срок. Неопределенное число боеголовок может быть вновь взято на вооружение на долгий срок, к этому необходимо добавить тактическое оружие, опять таки в неопределенном количестве. Все эти устройства должны подвергнуться модернизации, стать более компактными, более точными, необходимо создать новые установки, осуществить набор исследователей, инженеров, техников. В случае необходимости, испытания могут возобновиться в любой момент. Наконец, новое поколение ракет должно быть создано к 2020 году, новые подводные лодки - к 2030, и новые бомбардировщики - к 2040.

Договор 24 мая 2002 года - начало претворения этой программы в жизнь. 31 декабря 2012 года в распоряжении США и России будет лишь от 1700 до 2200 боеголовок большой мощности, способных достичь территории противника менее чем за полчаса. Это - треть от нынешнего арсенала, что с полным основанием подчеркивают все комментаторы. Но избыток боезарядов не будет уничтожен, боеголовки будут попросту сняты с ракет, и будут храниться в нескольких сотнях метров от них, так, что в любой момент, в считанные минуты, их можно будет установить на ракетоноситель, в случае необходимости. Кроме того, каждая сторона сможет хранить неограниченное количество боезарядов в резерве, и иметь столько тактического оружия, сколько захочет. В реальности, к 2012 в распоряжении США будет отнюдь не 1700 боеголовок, их общее число превысит 15000. Договор может быть расторгнут, для этого одной из сторон нужно уведомить своего партнера за три месяца. Если он не будет продлен, каждая из сторон обретет свободу действий с 1 января 2013 года. Таким образом, требования американских военных полностью удовлетворены. Согласившись в десятилетний срок сократить число стратегических ракет в состоянии боеготовности, они позволили Джорджу Бушу сохранить лицо.

В России военные также получили реальную компенсацию: они не желали, чтобы договор СТАРТ II вошел в силу, и этого не произойдет; они не хотели демонтировать многоцелевые ракеты и смогут подвергнуть их консервации; они хотели, чтобы их арсенал был сравним с американским и достигли этого, по крайней мере, на бумаге. В обмен они вынуждены были смириться с упразднением договора по ПРО, дать согласие на строительство противоракетного щита и фактически признать себя ядерной державой второго плана. В этом вопросе победа осталась за политиками, в частности, за Владимиром Путиным: будущее России в сближении с Западом, конфликт с США утратил актуальность, экономические интересы торжествуют над стратегическими проблемами, «хозяева» ядерного арсенала больше не определяют приоритетов страны.

По договору 24 мая 2002 года, две страны законсервируют к 2012 года средства взаимного уничтожения, с помощью которых они могут разрушить нашу планету. Подсчитано, что ядерная мощь двух держав эквивалентна трем тоннам тротила на одного жителя планеты. Сегодня риск применения ядерного оружия сравним с угрозой 1962 года. Опасность того, что ядерные боеголовки или расщепляющиеся материалы попадут в руки страны-изгоя или террористической организации, сегодня выше, чем во времена холодной войны. Особенно это касается России. В США ядерный арсенал останется в неприкосновенности, по меньшей мере, до конца XXI века. То, что это соглашение принимают за договор о ядерном разоружении, - впечатляющее доказательство возможностей СМИ.

Жорж Ле Гельт (Georges Le Guelte) - директор Института международных стратегических отношений.