Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Реликт КГБ попал под каток нового времени

Прощание с кусочком прошлого Москвы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Abschied von Moskaus einsamen Wachen

От их внимания не мог уйти ни один дипломат, ни один торговый представитель и ни один корреспондент. До того, как появились камеры контроля, служба для их предшественников-людей продолжалась в среднем по семь лет. Их фотографическая память помнит все поколения иностранцев вместе с их домашними животными.

Анатолий, наконец, получил подтверждение: он уволен. С апреля его рабочее место на въезде по адресу: Кутузовский проспект, 7/4 в Москве - осиротело. Ни Анатолий, ни его товарищи не вернутся в серую будку. Реликт КГБ исчез так же тихо, как и существовал.

Конечно, два охранника, которые последние десять лет находились в подчинении преемницы КГБ ФСБ и по традиции прикрывались милицейской формой, слез не лили. Тем не менее, вместе с ними исчез еще один кусочек старой Москвы - другого, хорошо знакомого мира.

К нему со дня торжественного открытия так называемого гетто для иностранцев на бывшем кладбище и в тени величественной гостиницы «Украина» относились люди КГБ. В то время, как они строго охраняли вход в 340 квартир, рассчитанных на 2 000 иностранцев, мимо, начиная со Сталина и кончая Путиным, по восьмиполосному проспекту проезжали все советские и российские руководители.

Агенты КГБ знали даже клички домашних животных

От их внимания не мог уйти ни один дипломат, ни один торговый представитель и ни один корреспондент. До того, как появились камеры контроля, служба для их предшественников-людей продолжалась в среднем по семь лет. Их фотографическая память помнит все поколения иностранцев вместе с их домашними животными. Сотрудники службы обеспечения УПДК, редкие или частые гости, автомобильные номера, конспиративные встречи во дворе, сведения о подслушанных разговорах жильцов - все это пара охранников фиксировала в любое время суток на протяжении десятилетий и все записывала. Смене охраны, контрольным визитам начальников не могли помешать ни сильные метели, ни летняя пыль. Иногда начальники, заходя в будку, шумели. Но в принципе царила мирная бюрократия. В самый разгар «холодной войны» маленький кипятильник на въезде говорил о том, что несут охрану тоже люди.

В конечном счете, как оказалось, беспомощные люди. Когда один пьяный в стельку африканский жилец хотел выбросить из своей квартиры на девятом этаже русскую женщину, поднятая по тревоге охрана беспомощно стояла во дворе. В случаях взлома дверей квартир или пожаров им по служебной инструкции заходить в дома тоже запрещалось.

Властный вакуум приводил к анархии в районе, прилегающем к гетто

Осенью 1991 года началась затянувшаяся трагикомедия - финал, которого раньше так опасались охранники. Они не вписались в новое время. Их лица вскоре потеряли жесткость. Они бездеятельно наблюдали, как перед их будкой молодые парни избивали и грабили англичанку. Очевидный вакуум власти привел к анархии. Другая будка создавала впечатление такой же безобидности, что и первая.

В конечном счете, хозяйственное управление Министерства иностранных дел наняло охрану самостоятельно. В то время, как та брала себе на вооружение шлагбаумы, форму и сторожевые будки по американским образцам, прежних охранников из КГБ охватывало все большее веселье.

В один прекрасный момент самому последнему жильцу стало ясно, что на нервы серого дуэта действует даже шум в новом баре в подвальчике. В будке охранников никогда не было телефона. КГБ был щедр всегда лишь на знаки отличия. Наблюдение за объектом на Кутузовском, 7/4 вели старшие лейтенанты и майоры. Но теперь Анатолию и компании больше не придется выслушивать насмешки уборщиц. Последним поводом для отказа от своих должностей стала статистика. Так называемые новые русские скоро составят большинство среди жильцов района для иностранцев.