Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские сокровища, которые Британия никогда не получит

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Крупнейшие картинные галереи Великобритании не могут выставить ценнейшие произведения живописи из российских собраний, поскольку правительство не в состоянии гарантировать их возвращение в Россию по окончании экспозиции. Именно из-за этой проблемы два года назад Национальная галерея не смогла 'одолжить' у петербургского Государственного Эрмитажа один из шедевров итальянского художника Тициана

Крупнейшие картинные галереи Великобритании не могут выставить ценнейшие произведения живописи из российских собраний, поскольку правительство не в состоянии гарантировать их возвращение в Россию по окончании экспозиции.

Именно из-за этой проблемы два года назад Национальная галерея не смогла 'одолжить' у петербургского Государственного Эрмитажа один из шедевров итальянского художника Тициана.

По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, Британия - единственная из крупных стран мира, не подписавшая соглашения о гарантиях возврата выдающихся произведений искусства.

Отсутствие такого соглашения означает, что Эрмитаж вряд ли захочет предоставлять британским галереям ценные живописные полотна, поскольку они могут быть конфискованы фирмами или частными лицами, которым Россия задолжала деньги.

Профессор Пиотровский заявил: 'Мы опираемся на четкие гарантии того, что произведения искусства будут возвращены в Россию даже при наличии претензий на право владения этими произведениями. Британия никогда и ничего не получит. Речь идет о гарантиях возвращения экспонатов после закрытия выставки даже в случае судебного иска'.

К менее ценным произведениям это не относится, поскольку Эрмитаж может застраховать их в коммерческом порядке. У Эрмитажа есть действующее соглашение, в соответствии с которым он одалживает работы из своего собрания Институту Курто (Courtauld Institute), расположенному в центре Лондона, в здании Сормерсет-Хаус.

Однако из-за отсутствия гарантий в отношении крупнейших шедевров Эрмитаж два года назад отказался одолжить для показа один из своих ценнейших экспонатов - тициановского 'Святого Себастьяна' - опасаясь, что 'кто-то может потребовать его в качестве возмещения за российские долги'.

По словам Пиотровского, эта картина размером 7 X 4 фута, написанная итальянским мастером в 1570 г., воспроизводится даже на российских почтовых марках, а ее стоимость составляет 'десятки миллионов долларов'.

Особые опасения, отмечает он, вызывает возможность судебных исков со стороны российских эмигрантов - потомков дворянских семей, чья собственность была конфискована в ходе русской революции 1917 г. Обеспокоенность вызывают и продолжающиеся судебные разбирательства с компаниями, которые утверждают, что Россия должна им деньги.

По словам профессора Пиотровского, одной из таких компаний является швейцарская фирма 'Noga', утверждающая, что потерпела убытки в размере 680 миллионов долларов (433 миллионов фунтов) в результате того, что в 1992 г. Россия не выполнила обязательства по контракту о поставке нефти в обмен на продукты питания и потребительские товары.

Этот спор уже привел к тому, что Россия отказалась демонстрировать новейшие истребители КБ 'Миг' и 'Сухой' на авиасалоне в Фарнборо в 2002 г., опасаясь, что 'Noga' может конфисковать их в качестве компенсации.

Профессор Пиотровский уже вел переговоры на эту тему с нынешним министром культуры Тессой Джоуэлл (Tessa Jowell) и ее предшественником Крисом Смитом (Chris Smith).

По словам официального представителя правительства, министры готовы были предоставить галереям гарантийные письма на случай ущерба, связанного с терроризмом или кражей произведения. Однако он добавил: 'Мы не гарантируем освобождение от претензий со стороны третьих лиц, которые, как мы полагаем, должны быть урегулированы в суде'.

Как заявил представитель Национальной галереи, предоставление тициановского полотна для ее экспозиции не состоялось, поскольку Москва отказалась выдать на него лицензию на вывоз: 'По британским законам мы не можем давать гарантии от конфискации, и поэтому сделка сорвалась'.