Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сенатор Маккейн: 'Европа заслуживает кредита доверия'

Интервью американского сенатора Джона Маккейна

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда мы говорим о демократии и свободе, это не означает, что мы тут же бросим десантников и танки. Людей в Белоруссии угнетают, в этом никто не сомневается. Мы войска не посылаем и надеемся, что уроком станут два великолепных примера Грузии и Украины, а вскоре на выборах - и Молдавии

Der Tagesspiegel: Сенатор Маккейн, как Вы можете оценить состояние германо-американских отношений перед предстоящим в среду визитом президента Буша (Bush) в Майнц?

Джон Маккейн (John McCain): Я вижу много позитивных изменений. Европейское турне Кондолизы Райс (Condoleezza Rice) было успешным. Остаются серьезные разногласия, например, по вопросу Ирака, но и тут сотрудничество становится все шире. Мы понимаем, что Германия не станет направлять своих солдат, но есть масса других возможностей, чтобы помочь: компьютерами и, прежде всего, советами в вопросах формирования правительства и налаживания управления. У нового иракского руководства в этом нет опыта, у Германии же он очень большой. Подготовка полиции, в том числе и за пределами Ирака, это очень большая помощь. Разве немцы не будут по праву гордиться тем, что они создали в Ираке первое демократическое, законное Министерство внутренних дел?

Der Tagesspiegel: Это звучит очень оптимистично.

Джон Маккейн: Обе стороны устали от споров. Мы прошли вместе столько войн. Теперь нам надо учитывать новые факторы: Джордж Буш остается на предстоящие четыре года президентом; то, как прошли выборы в Ираке, значительно превзошло ожидания большинства людей; и мы снова видим, например, как много у нас общих интересов и успехов на Украине. ЕС сыграл там выдающуюся роль в проведении честных и свободных выборов. Остаются еще вопросы, по которым мы придерживаемся различных точек зрения. Мы расстроены отменой эмбарго на поставки вооружений в Китай.

Der Tagesspiegel: На конференции по проблемам безопасности в Мюнхене многие говорили, что вести диалог хорошо, но лучше вместе действовать. Что должно стоять конкретно на повестке дня Буша и Шредера (Schroeder)?

Джон Маккейн: Во-первых, процесс мирного урегулирования на Ближнем Востоке, там со времени избрания президентом Махмуда Аббаса (Mahmud Abbas) наблюдается невероятный прогресс, я бы сказал - самые крупные изменения со времени создания государства Израиль. Во-вторых, помощь в восстановлении Ирака. В-третьих, совместная стратегия, направленная против ядерной программы Ирана. В-четвертых, геноцид в Дарфуре, в Судане. Сколько раз мы повторяли: никогда больше! И теперь мы все же снова допускаем это. В-пятых, - больше внимания Косово, процессы там имеют тревожный характер. Но хотел бы подчеркнуть нечто главное: если друзья находятся в ссоре, любой вопрос становится трудным, поскольку его решению мешают напряженность и недовольство.

Der Tagesspiegel: Это относится и к реформе Совета безопасности ООН, включая вопрос о членстве в нем Германии?

Джон Маккейн: По этому вопросу я, абсолютно честно, пока слышал немногое. Членство Германии - подпункт дискуссии по вопросу, будет ли расширение Совета безопасности. Здесь пока консенсуса нет, в том числе и что касается вопроса, стоит ли эту проблему обсуждать.

Der Tagesspiegel: Что Вы думаете о предложении канцлера Германии по-новому подойти к политическому диалогу в рамках Североатлантического альянса?

Джон Маккейн: Мы ждем четкой позиции относительно цели его речи по вопросу НАТО. Я очень сожалел, что канцлер был болен и не смог ответить на откровенные вопросы сам. То есть, что он имел в виду? Альянс еще не совсем перешел на рельсы эпохи, начавшейся после 'холодной войны', здесь я согласен. Я против, когда он ставит в качестве цели дальнейший отход Европы от США.

Der Tagesspiegel: Какой срок Вы отводите посредникам ЕС, чтобы они заставили Иран отказаться от своей ядерной программы?

Джон Маккейн: Это зависит оттого, насколько Иран близок к обладанию атомной бомбой. Я не знаком так подробно с секретными материалами, как руководство в Европе и в Америке. Я делаю ставку на совместную стратегию с Европой, это главный приоритет. В случае неудачи следующий шаг - санкции ООН. Не следует забывать, что режим Ирана тысячу раз заявлял, что хочет уничтожить Израиль. Мы можем оказаться в ситуации, когда подобное действительно произойдет.

Der Tagesspiegel: Другие государства стали ядерными державами тоже незаконно.

Джон Маккейн: Мы можем смириться, что ядерное оружие имеют Индия и Пакистан. Я, конечно, был бы рад, если бы это было не так. Но Индия, по крайней мере, демократическая страна. А Пакистан, надеемся, встанет на этот путь. Иран, напротив, имеет в качестве цели уничтожение Израиля. Там говорят об этом каждый день и называют Америку империей зла. То есть, мы имеем дело с совершенно иным видом угрозы в форме стремления к распространению оружия массового уничтожения. Повторюсь, я против того, чтобы Пакистан и Индия имели оружие. Но они не представляют собой такой непосредственной опасности, как, возможно, Иран, я подчеркиваю - возможно. Если Израилю придется испытывать угрозу со стороны Ирана, то это дестабилизирует весь Ближний Восток. Затем Израиль сделает то, что необходимо для своего выживания.

Der Tagesspiegel: Изменилась ли тональность внешней политики Америки?

Джон Маккейн: Нет в мире человека, которого бы я ценил больше и которым бы восхищался больше, чем Колин Пауэлл (Colin Powell). То, что я скажу, таким образом, не критика в его адрес. У Кондолизы Райс более тесные личные отношения с президентом, поэтому внешняя политика теперь предстает более единодушной, чем до сих пор. А в связи с этим процесс принятия решений становится более оперативным и эффективным. Вы ведь знаете, сколько труда стоило раньше правительству, чтобы говорить одним голосом.

Der Tagesspiegel: Вернемся снова к Ираку. Почему противники войны должны помогать Америке выходить из запутанной ситуации?

Джон Маккейн: Выборы показали, как сильно иракцы заинтересованы в том, чтобы избирать свое руководство демократическим путем. Они даже рисковали из-за этого своими жизнями, поскольку подготовлены к этому примерно так же, как я к жизни на Марсе.

Der Tagesspiegel: Замечательное сравнение. А где же, собственно, уверенность неоконсерваторов в победе?

Джон Маккейн: У нас она однажды была излишней: президент садится на авианосец - и задание выполнено. Мы теперь стали более осторожными, Надо только включить телевизор: взрывы бомб, убиты 20 иракцев, среди жертв два морских пехотинца. . . Сопротивление ожесточенное и хорошо организованное. Сначала мы это страшно недооценивали и заплатили за это страшную цену, американской кровью. Было бы прекрасно, если бы нам, по крайней мере, удалось сохранить законность: новый парламент - как начало, скоро граждане смогут без опасений выходить на улицу, и, быть может, когда-то можно будет без страха ездить из аэропорта в 'зеленую зону'. . .

Der Tagesspiegel:. . . где располагается резиденции США и международных организаций в Багдаде.

Джон Маккейн: Неоконсерваторы хорошо понимают, что в Ираке события развиваются не так, как они заявляли. Это горький опыт для народа, особенно в сельской местности, когда приходят гробы. Там об этом говорят все, это надолго становится темой номер один.

Der Tagesspiegel: Неделю назад на конференции по проблемам безопасности в Мюнхене Вы резко выступили против России. Вслед за Украиной смена режима должна последовать в Белоруссии?

Джон Маккейн: Пожалуйста, не надо повторения недоразумения, которое имело место у некоторых с речью президента Буша во время инаугурации. Когда мы говорим о демократии и свободе, это не означает, что мы тут же бросим десантников и танки. Людей в Белоруссии угнетают, в этом никто не сомневается. Мы войска не посылаем и надеемся, что уроком станут два великолепных примера Грузии и Украины, а вскоре на выборах - и Молдавии.

Der Tagesspiegel: Что должна сделать Америка с тем, чтобы кардинально улучшить трансатлантические отношения: например, стать во время визита Буша членом Международного уголовного суда, ICC?

Джон Маккейн: Этого недостаточно, для этого надо намного больше: ICC, подпись под Киотским протоколом, заметное улучшение обстановки в Ираке. Но верно одно: если создать атмосферу сотрудничества, все будет легче. Как на Украине. Иными словами, я говорю американцам: давайте дадим Европе кредит доверия. Во многих регионах она возглавила урегулирование конфликтов. Франция - на Береге Слоновой Кости, британцы - в Сьерра-Леоне. В годы 'холодной войны', когда мы каждый день находились под угрозой нападения, у нашего союза был другой характер. Но мы остаемся сообществом ценностей с общими фундаментальными интересами. Поэтому мы в рамках НАТО вместе выступили против этнических чисток на Балканах, не потому, что албанцы были так страшно важны для нас. Я всю свою жизнь был атлантистом. Вместе Америка и Европа могут изменить мир, в это я твердо верю.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Джон Маккейн: Украина: решающий выбор ("The Washington Post", США)