Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Джордж едет в Европу

Буш может стать нашим следующим послом доброй воли, проводя политику, выгодную как США, так и ЕС.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американская администрация не разделяет склонность Европы к международным институтам, а Европе уже явно надоело жесткое лидерство Буша. Но обе стороны должны позволить прагматизму одержать верх над идеологией и восстановить партнерство, гибели которого не может допустить ни одна из них.

Поездка президента Буша в Европу на этой неделе может стать последним шансом атлантических демократий на восстановление партнерства, находящегося на грани краха. Но для того, чтобы добиться этого, Буш должен будет вернуться к прежней манере ведения дел.

На протяжении шестидесяти лет Соединенные Штаты удерживали экономическое и политическое господство над Европой и выступали ее стратегическим опекуном. Но все изменилось. Сегодня Европа не полагается на США для обеспечения своей безопасности, и Евросоюз стал чем-то большим, чем простым собранием стран-членов. Бушу необходимо осознать эти изменения и скорректировать политику США в соответствии с растущими притязаниями Европы. Только таким образом он сможет вновь завоевать добрую волю европейцев и получить от Европы то, что ему больше всего необходимо - помощь на Ближнем Востоке.

Со времени первой инаугурации Буша в Евросоюзе произошли внутренние изменения. У него появился новый конституционный договор, после ратификации которого у организации будет один общий министр иностранных дел и собственный дипломатический корпус. Приверженность Буша одностороннему подходу во время первого срока и война в Ираке расширили раскол между Европой и США. Даже в более про-американски настроенных демократиях Центральной Европы сторонники прочных трансатлантических связей вынуждены оборонять свои позиции.

Война в Ираке помогла европейцам, желавшим видеть ЕС противовесом Америке. По данным широкомасштабного опроса, проведенного прошлым летом, почти 60% европейцев считают, что ЕС должен разработать свой собственный курс в сфере безопасности, а 71% уверены, что он должен стать такой же сверхдержавой, как США. Тем временем возглавляемая Бушем 'коалиция желающих' в Европе распадается. Испания, Норвегия и Венгрия уже вывели войска из Ирака; в течение нескольких недель их примеру последуют Чехия, Голландия и Украина, а к концу года - и Польша.

Отойдя от США, Европа стала более активной в различных вопросах. Великобритания, Франция и Германия возглавили усилия по сдерживанию ядерных амбиций Ирана. ЕС выступил посредником в разрешении ситуации с фальсифицированными президентскими выборами на Украине. А на Балканах он становится основным гарантом безопасности вместо НАТО.

Задача Буша - воспользоваться изменениями в европейской действительности. Для достижения новых трансатлантических договоренностей он должен обращаться к ЕС, как к единому целому, вместо того, чтобы вести работу с отдельными национальными правительствами. За это перенапрягшиеся США смогут получить более способного партнера, который им так нужен. Что касается европейцев, то и они получат желаемое - большее влияние в международных делах.

Неплохим стартом стало избрание Брюсселя, штаб-квартиры ЕС, местом первого иностранного визита Буша после второй инаугурации.

Во время визита ему следует предложить шаги по модернизации и стандартизации сотрудничества между США и ЕС. Одним из таких шагов может быть формирование постоянного секретариата из высокопоставленных чиновников, которые создавали бы специализированные контактные группы для координации политики. Канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) недавно заметил, что НАТО уже не подходит для роли 'основного места, где трансатлантические партнеры обсуждают и координируют стратегии'. Буш может начать налаживать отношения со Шредером, поддержав призыв канцлера к углублению американо-европейских связей.

Вместо того чтобы пытаться отделить Великобританию, Италию и Польшу от франко-немецкой коалиции, администрация должна приветствовать появление единого ЕС с единым голосом по вопросам безопасности и желанием увеличить свой военный потенциал. Если решения о сущности и политике ЕС предоставить французам, организация может направить свою растущую экономическую и военную мощь против США. Но если сторонники усиления трансатлантического альянса примут участие в разработке его программы, интересы ЕС с большей вероятностью окажутся параллельными американским.

Одно дело призывать к восстановлению отношений и объявлять новое атлантическое партнерство, и совсем другое - воплотить эти цели в жизнь. Хотя институциональные перемены важны, Буш должен предложить конкретную повестку дня для американо-европейского сотрудничества на Ближнем Востоке.

В Ираке европейцам нужно предоставить более серьезную роль в подготовке спецслужб и создании жизнеспособных политических институтов. Национальное строительство - это сила ЕС, талант, которым Вашингтон может воспользоваться сейчас, когда начинает сосредотачиваться на сокращении американского присутствия в Ираке.

В Иране обе стороны атлантического альянса должны максимально увеличить давление на Тегеран, чтобы тот согласился на бессрочное и верифицируемое прекращение переработки и обогащения ядерных материалов. Европа должна сделать то же, что и США - продемонстрировать готовность ввести жесткие санкции, если Иран откажется от сотрудничества. А США должны поддержать переговорные усилия ЕС, предложив Ирану за сотрудничество экономическое и политическое вознаграждение.

В палестино-израильском конфликте Евросоюз должен оказывать больше помощи Палестинской автономии в создании эффективных сил безопасности и борьбе с экстремистами, тогда как Вашингтону следует вновь подключиться к процессу мирного урегулирования на самом высшем уровне и использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги.

Европе предстоит много поработать, чтобы выполнить свою часть сделки. Самое важное - европейским лидерам предстоит убедить своих граждан в необходимости более сильного союза и использования этой силы не против, а вместе с США.

Администрация не разделяет склонность Европы к международным институтам, а Европе уже явно надоело жесткое лидерство Буша. Но обе стороны должны позволить прагматизму одержать верх над идеологией и восстановить партнерство, гибели которого не может допустить ни одна из них.

Иво Даалдер - старший научный сотрудник Брукингского института.

Чарльз Купчан - профессор международных отношений университета Джорджтаун и старший научный сотрудник Совета по международным отношениям.

___________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Чарльз Купчан: Иммигранты меняют облик Старой Европы ("Los Angeles Times", США)

Чарльз Купчан: Руины Атлантического альянса ("El Pais", Испания)

Чарльз Купчан: Вернуть матушку-Россию в свой круг ("Los Angeles Times", США) /совместно с Джеймсом Чейсом/

Иво Даалдер: Преждевременная смерть доктрины упреждающего удара в Ираке ("Los Angeles Times", США) /совместно с Джеймсом Линдсей/

Иво Даалдер: Проблемные вопросы политики в Ираке ("The Washington Post", США)