Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия катится назад

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Спустя несколько месяцев после того, как в марте 2000 года Владимира Путина избрали президентом России, он посетил торжество на Лубянке, в печально известной штаб-квартире бывшего КГБ. Около 300 генералов КГБ и его преемника, ФСБ, собрались на празднование юбилея советской тайной полиции. Путин был в хорошей форме и шутил с коллегами-шпионами. 'Инструкция номер один по установлению полной власти была выполнена', - сообщил он им. Это была бы неплохая шутка, если бы не одно 'но': как оказалось, Путин имел в виду именно то, что сказал

'Подъем Кремля: Россия Владимира Путина и конец революции'. Питер Бейкер (Peter Baker) и Сьюзан Глассер (Susan Glasser) Scribner; 453 стр.; 27,50 долл.

____________________________________________________________

Спустя несколько месяцев после того, как в марте 2000 года Владимира Путина избрали президентом России, он посетил торжество на Лубянке, в печально известной штаб-квартире бывшего КГБ. Около 300 генералов КГБ и его преемницы, ФСБ, собрались на празднование юбилея советской тайной полиции. Путин был в хорошей форме и шутил с коллегами-шпионами. 'Инструкция номер один по установлению полной власти была выполнена', - сообщил он им. Это была бы неплохая шутка, если бы не одно 'но': как оказалось, Путин имел в виду именно то, что сказал.

Во всяком случае, таков основной тезис разоблачающей книги 'Подъем Кремля: Россия Владимира Путина и конец революции', написанной Питером Бейкером и Сьюзан Глассер, которые вместе возглавляли московское бюро 'Washington Post' в 2001-2004. Их книга предлагает хронику последовательной концентрации власти при Путине. Верный своему КГБистскому прошлому, он фактически восстановил авторитарное правление, окончательно свернув неудачную демократическую революцию 1990х. Независимые СМИ были раздавлены и заменены неприкрытой государственной пропагандой. Выборы регулярно фальсифицируются, и единственная партия, которую стоит принимать в расчет, - это пропутинская 'партия власти'. Прежний КГБ вернулся и мстит, а его сотрудники занимают многие высокие государственные посты. Запрещаются даже школьные учебники истории, если в них слишком правдиво описываются преступления советского прошлого.

Несмотря на свое название, книга не только о Путине и политике. Это лишь отправные точки более амбициозного проекта - калейдоскопического портрета сегодняшней России. Книга организована тематически вокруг разнообразных наборов тем от международных отношений до рок-музыки и содержит внушительное количество репортажей от первого лица. Помимо анализа политики закручивания гаек, Бейкер и Глассер показывают, что армия страны распадается, судебная система нереформирована и коррумпированна, а к бедам населения, известного своим пристрастием к алкоголизму, прибавляется стремительное распространение СПИДа. Этот подход напоминает книгу 'Гробница Ленина' о последних годах Советского Союза, которая стала бестселлером в 1993. Ее автор Дэвид Ремник (David Remnick) тогда тоже был сотрудником 'Washington Post'.

Бейкер и Глассер опросили самых разных людей, от высокопоставленных чиновников и крупных бизнесменов до обычных людей, от дезертиров до продавцов нижнего белья. Их истории рассказывают нам о новой России (в основном что-нибудь не очень хорошее). У дуэта неплохое чутье драматического повествования. Невероятный приход Путина к власти - тема одной из первых глав, куда включены поразительные подробности, рассказанные инсайдерами политических кругов. Две из самых сильных глав книги посвящены страшным трагедиям с захватом заложников в бесланской школе в 2004 году и в московском театре в 2002. В обеих из них авторы подробно описывают разговоры с бывшими заложниками и их родственниками, создавая захватывающее, хотя временами и тяжелое, повествование.

Сам Путин предстает упрямым солдафоном, чье политическое кредо - никогда не проявлять слабость. 'Слабых бьют' - это упрощенческая мантра Путина, которая объясняет его жесткую политику в отношении Чечни и нетерпимость к критикам.

Но 'Подъем Кремля' также обрисовывает картину огромного давления, с которым сталкивается российский лидер, чьи иногда благонамеренные реформы обычно проваливаются из-за непреклонности бюрократов-реакционеров. Нельзя забывать и о консервативных инстинктах российского общества, которое по-прежнему пребывает в растерянности из-за ностальгии по имперскому советскому прошлому. У врагов Путина, например, нефтяного магната Михаила Ходорковского, дела обстоят не лучше. Рассказывая о вражде Путина и Ходорковского, авторы избегают соблазна обвинить во всем президента, отмечая загадочный комплекс мессии, который, похоже, привел Ходорковского к саморазрушению.

У книги есть свои недостатки. На фоне постоянной критики Путина и России в западных СМИ, некоторые замечания авторов напоминают клише. В России ничто не бывает черным или белым, как это обычно рисуют на Западе. Авторы явно выбирали темы с целью подкрепить свою беззастенчиво пессимистичную позицию. В книге только одна глава об экономическом буме Москвы, и почти нет реального признания экономического возрождения России, что, в конечном итоге, может оказаться самым важным событием эры Путина. Хотя авторы часто приводят слова источников, возникает подозрение, что они не всегда объективны. Многие из наиболее серьезных откровений о Путине сделаны вроде бы информированным анонимным 'высокопоставленным чиновником', возможно, бывшим премьером Михаилом Касьяновым, учитывая его нынешнюю открытую оппозицию Путину.

Тем не менее, откровения часто кажутся правдивыми. После пяти лет правления Путина приуныли даже оптимисты, признавая, что Россия находится на значительном расстоянии даже от некоторого подобия западной демократии. И им, пожалуй, понравится 'Подъем Кремля', язвительное напоминание о том, насколько непонятна и интересна Россия.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Диктатор и его дерзость ("The Wall Street Journal", США)

'Восход Кремля': власть Путина ("The Washington Post", США)

Россия при Путине уходит от демократии: власть, укрепляющая самое себя ("The Washington Post", США)