Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия: подоплека скандала вокруг 'камня-шпиона'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Беспокойство вызывает тот факт, что между шпионажем и финансированием НПО проводится прямая параллель 'Шпионская драма', что разворачивается сейчас в России, по количеству остросюжетных поворотов в духе 'плаща и кинжала', да и экстравагантных 'технических игрушек', не уступит любому фильму о Джеймсе Бонде

Беспокойство вызывает тот факт, что между шпионажем и финансированием НПО проводится прямая параллель

'Шпионская драма', что разворачивается сейчас в России, по количеству остросюжетных поворотов в духе 'плаща и кинжала', да и экстравагантных 'технических игрушек', не уступит любому фильму о Джеймсе Бонде.

'Гвоздем' этой истории (автор сценария - Федеральная служба безопасности (ФСБ), режиссер - общенациональное телевидение) стал искусственный булыжник, напичканный ультрасовременной компьютерной аппаратурой, который сотрудники британской разведки MI-6 'подбросили' в один из московских парков. Скрытые камеры слежения, установленные ФСБ, зафиксировали, как предполагаемые агенты-россияне с помощью миниатюрного компьютера загружают в 'шпионский камень' секретные сведения, которые затем 'считывают' сотрудники британского посольства.

Но затем в сюжете из категории 'контрразведчики против разведчиков' возникает неожиданный поворот: ФСБ настаивает, что между шпионской активностью MI-6 и финансовой помощью российским демократическим группировкам со стороны британского правительства (утверждается, что она достигает миллиона долларов в год), существует прямая связь.

Поскольку шпионский скандал разразился всего через две недели после того, как президент Путин распорядился создать специальное государственное ведомство для мониторинга деятельности и финансирования неправительственных организаций (НПО), многие рассматривают его как один из элементов усиливающейся кампании репрессий против структур гражданского общества, получающих финансовую помощь из-за границы.

'ФСБ пытается убедить общественность, что НПО, финансируемые из зарубежных источников, являются 'агентами влияния' иностранных государств, что им нельзя доверять', - отмечает заместитель главного редактора газеты 'Известия' Андрей Колесников.

Глава Центра общественных связей ФСБ Сергей Игнатченко продемонстрировал по телевидению документы, из которых следует, что один из британских дипломатов, 'засветившихся' перед камерами слежения - секретарь посольства по политическим вопросам Марк Доу (Marc Doe) - санкционировал финансовые выплаты 12 российским НПО по линии Фонда глобальных возможностей (Global Opportunities Fund), действующего под эгидой правительства Великобритании. Среди реципиентов - Фонд 'Евразия' (старейшая правозащитная организация России) и Комитет против пыток. 'Мы поймали их [британцев] за руку : на том, что идет финансирование ряда НПО, - заявил Игнатченко в интервью телеканалу 'Россия'. - На какие цели шло финансирование - теперь это предмет пристального внимания'.

В понедельник премьер-министр Великобритании Тони Блэр отказался комментировать выдвинутые Москвой обвинения, однако официальный представитель Министерства по иностранным делам и делам Содружества отмечает: 'Мы нисколько не скрываем, что ежегодно оказываем финансовую помощь примерно на 500000 фунтов [892400 долларов] для осуществления в России целого ряда различных проектов, направленных на развитие гражданского общества'. На вопрос, входило ли подписание соответствующих чеков в обязанности Марка Доу, он ответил: 'Мы не можем давать комментарии по конкретным фамилиям. Но сотрудники посольства в Москве действительно занимаются вопросами гражданского общества и организацией передачи средств на конкретные проекты'.

В прошлом году шеф ФСБ Николай Патрушев в интервью российским СМИ предостерегал, что шпионская деятельность на территории России усиливается, а НПО зачастую используются как 'орудия' иностранных разведок. Реакцией на озабоченность 'политической деятельностью' этих групп, направленной на 'дестабилизацию' обстановки в России, стала разработка весьма неоднозначного законопроекта, предусматривавшего создание ведомства по надзору за НПО. Две недели назад г-н Путин утвердил новый закон, согласно которому новое агентство вправе закрывать НПО, если сочтет, что их деятельность не соответствует заявленным целям.

По мнению некоторых, этот шаг явно отдает советскими методами, и не подобает одному из главных игроков на современной геополитической арене. 'Если Россия хочет, чтобы ее воспринимали как достойного члена 'большой восьмерки' в плане уважения к нормам демократии, открытого общества и законности, ей придется согласиться с деятельностью подобных групп на ее территории, - замечает член британского парламента Денис Макшейн (Denis MacShane), занимавший в 2002-2005 гг. пост министра по делам Европы. - Лично я нисколько не возражал бы, если бы российские организации открывали у нас в стране филиалы и поддерживали бы то, что считают нужным'.

Большинство организаций, перечисленных ФСБ, выступили с гневными опровержениями. 'Вся наша деятельность носит открытый и законный характер, - заявил Максим Прытков, пресс-секретарь Комитета против пыток, организации, расследующей злоупотребления властью со стороны российской милиции и органов безопасности. - Мы никогда не получали денег на шпионские цели, и никогда не вели никакой 'подковерной' деятельности'. В заявлении Фонда 'Евразия', отмечается, что все 226602 доллара, полученных от британского МИДа, были израсходованы на 'обучение и консультации' независимых СМИ в странах бывшего СССР.

Разгорающийся скандал вызывает опасения у многих молодых российских НПО, особенно тех, что получают помощь из-за рубежа, или по характеру своей деятельности время от времени вступают в конфликт с российскими властями. 'Если западная поддержка прекратится, от этого пострадают люди, которым некуда больше обратиться за помощью', - отмечает Вероника Марченко, глава организации 'Право матери', помогающей семьям погибших или искалеченных солдат.

По словам Олега Орлова, возглавляющего российскую правозащитную организацию 'Мемориал', шпионский скандал следует рассматривать в контексте непрекращающихся попыток Кремля заткнуть рот независимым общественным группировкам и заменить их 'послушными' структурами. 'Путин не стремится запретить все НПО, как : в коммунистические времена: он хочет, чтобы они стали управляемыми, лояльными, предсказуемыми, - утверждает Орлов. - Он уже добился этого от бизнеса, СМИ, региональных губернаторов; теперь пришла очередь гражданского общества'.

В подготовке статьи участвовал Марк Райс-Оксли (Mark Rice-Oxley)