Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Поствыборная шахматная доска

Какие внешнеполитические вызовы стоят перед Украиной?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С сожалением можно констатировать тот факт, что не изменилась и политика России. Задействовав весь арсенал политической дедовщины, кремлевское руководство при помощи информационных и экономических провокаций пытается нанести как можно больший удар по украинской власти

Из всех земель, входивших когда-то в состав Речи Посполитой, Украина, похоже, осталась единственной, где политическая культура внутри элиты сохранилась на уровне Средневековья. В те богатые на литературные сюжеты времена, польская шляхта, ограничив права короля, также занималась дележкой имущества, плела политические интриги, создавала и разрушала кратковременные коалиции. Занятая только собой, она попросту не заметила, как сначала с Востока, а столетием позже с Запада, к ее границам подползли три государственных образования, которые, в конечном итоге, расчленили аристократическую демократию и на долгие годы прекратили существование государства. Повторяя (с вариациями) пути развития польской шляхты, украинская политическая тусовка продолжает подкидывать обществу не менее интересные сюжеты.

В спорах о том, кто будет народным премьером и на какой срок, кто судим, а кто только сядет, какого цвета будет коалиция, когда она распадется, почти не прослушивается главный сигнал: во имя чего эта коалиция будет создана? Способна ли эта коалиция предложить хоть какую-нибудь политически внятную стратегию? Или мы опять обречены на ситуативные объединения для решения ситуативных задач? И способна ли смесь из политического чванства и 'комплекса неполноценности' увидеть то, что происходит дальше собственного забора? А за забором происходят очень интересные вещи, на которые стоило бы обратить внимание.

И хотя со времен третьего раздела Речи Посполитой многое изменилось, но вызовы остались прежними. Теми же остались и цели политических гулливеров. В начале марта российский президент В. Путин совершает два, ныне уже позабытых, визита в Венгрию и в Чехию, где делает нехарактерный для российской политики жест. Он не только признает 'моральную ответственность' России за вторжение советских войск в эти страны, но и возлагает венки к памятникам погибшим под гусеницами советских танков. Чем же заслужили эти страны такую 'милость' со стороны России?

На первый взгляд может показаться, что дело - в попытке сгладить последствия эмоциональных и непродуманных шагов так называемой 'газовой атаки' в начале января. Возможно, это и так. Но это - только часть правды. Дело в том, что активные страсти по газу улеглись с подписанием украинско-российских договоренностей. А В. Путин наносит свои визиты именно в тот момент, когда европейский улей уже понемногу успокоился.

Спустя две недели Евросоюз раз и навсегда решил прекратить разговоры относительно границ и сроков своего расширения. 15 марта законодательный орган ЕС - Европарламент - принял резолюцию, в которой поручил исполнительному органу ЕС - Еврокомиссии - до конца года представить доклад об установлении границ Евросоюза. В качестве рекомендации депутаты Европарламента предлагают установить тесные многосторонние отношения с теми европейскими странами, которые не получили четкой 'перспективы членства'. То есть Брюссель достаточно ясно дает понять Украине, что ее нет в ближайших планах расширения Евросоюза. Есть ли связь между этими событиями? Или у европейцев достаточно своих внутренних проблем?

Вполне возможно, Европа слишком буквально принимает тезис Папы Иоанна Павла II о том, что Украина - это 'мост и ворота' между цивилизациями? Возможно. Но так или иначе, мы снова имеем дело с тем, с чем имели дело всегда. С одной стороны - благополучная, но прохладная Европа, с другой - Россия, не оставляющая надежд тесно сомкнуть жаркие объятия. И 'неожиданные' признания В. Путина вполне можно рассматривать как своеобразную благодарность за тот политический 'пат', в котором оказалась внешнеполитическая стратегия Украины за последнее время. И какую бы конфигурацию ни приняла коалиция будущего парламента, ей придется или искать выход для продолжения геополитической игры, или получать 'мат'.

Тот небольшой исторический опыт, который у нас имеется, вполне достаточен для того, чтобы сделать необходимые выводы. С тех самых пор, когда Украина под руководством Богдана Хмельницкого объявила о своем геополитическом дебюте, внутреннее и внешнее терзало друг друга, разрывая украинское общество. Исторически сложилось так, что больше всего не везло казацкой старшине, ориентированной на Запад. И все по той же самой причине: Европа, как и сегодня, больше кормила обещаниями, чем реальной помощью. Речь Посполита, подписав с Московией Андрусовское соглашение, в течение последующего столетия получила бумерангом целых три раздела своей территории. Как видим, Запад тоже ничему не учится.

Что касается заключения договора с Московским государством, то трагическая ошибка Б. Хмельницкого состояла в непонимании того, с кем он имеет дело. Если Переяславское соглашение он рассматривал именно как международно-правовой документ, то для Москвы эти бумаги были не более, чем ярлыком на княжение. Произошло трагическое непонимание разницы между Правом и Традицией. Эту разницу прекрасно поняли некоторые представители левобережн ой старшины и стали родоначальниками бесконечных поездок в Москву за тем же самым ярлыком. В этой связи стоит упомянуть визит Виктора Януковича в Красноярск, где в 'теплой и дружественной' обстановке он передал председателю Госдумы Борису Грызлову булаву (символ украинской власти) с изображением Богдана Хмельницкого. И получив второй раз ярлык, вернулся в страну, чтобы спокойно сосредоточиться на хозяйственных вопросах будущего Юго-Западного округа.

С сожалением можно констатировать тот факт, что не изменилась и политика России. Задействовав весь арсенал политической дедовщины, кремлевское руководство при помощи информационных и экономических провокаций пытается нанести как можно больший удар по украинской власти. До выборов президента украинцев постоянно уверяли в том, что мы чужды европейскому менталитету и наш геополитический выбор невелик. В прессе звучат предложения о том, чтобы Украина и Россия выстраивали свои отношения по примеру США и Канады. Эти сравнения неуместны изначально. Предложенный тип отношений возможен только на базе общей мировоззренческой платформы. В противном случае все будет, скорее, похоже на средневековый вариант отношений Англии и Шотландии.

Те политические силы, раскалывающие общество по вопросу 'с кем дружить?', просто манипулируют сознанием граждан. Рисуя экономические страшилки об ужасном ВТО, ЕС, НАТО, они поют все ту же старую песню о дешевом газе, дымящих трубах заводов и скрежете лопат по зимнему льду, забывая, что мир ушел уже далеко вперед. В старых школьных атласах по истории СССР были экономические страницы, в которых стрелками указывалось направление и содержание товарообмена в Европе. На стрелках, направленных из России в Европу (экспорт), на протяжении нескольких веков было написаны три слова: 'пенька', 'мед', 'воск'. Со временем туда добавились слова 'руда', 'нефть', 'газ'. Стрелки в обратном направлении указывали на машины, оборудование. Как видим, по состоянию на сегодняшний день мало что изменилось, разве что добавилось оружие.

Если будущее Украины в этом союзе экономических и правовых двоечников, то это будущее именно той самой стрелки из старых советских атласов. А любителям поездок за 'ярлыками' неплохо бы заглядывать в учебник истории или для экономии времени держать в рабочем кабинете памятку в виде фотографии Михаила Ходорковского.

Беда Украины в том, что она долго находилась на других исторических орбитах и вследствие этого была постоянно лишней. Но если в XVII веке проукраинский путь, даже в головах его последователей, вызывал какие-то сомнения в своей легитимности, то в начале XXI столетия он начинает набирать все больше голосов и приверженцев. Для того чтобы возглавить это движение и придать ему новый импульс, надо только отбросить личную гордыню и вернуться к исторической гордости. Пора наконец-то понять, что пешку, даже прошедшую в ферзи, могут снова принести в жертву. И если творцы будущих коалиций не осознают того, что они уже обречены играть в свою, украинскую игру, то они рискуют остаться живыми экспонатами этнографического музея в Пирогово. Не в самые лучшие для молодой Французской Республики времена Пьер Верньо не уставал напоминать своим правителям о том, что 'великие кажутся нам великими лишь потому, что мы стоим на коленях. Так поднимемся!'

N57, четвер, 6 квiтня 2006

___________________________________________________

Свои вопросы главному редактору всеукраинской газеты 'День' Ларисе Ившиной вы можете задать здесь