Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Люди из ФСБ управляют компанией 'Россия'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мир шпионажа секретен по природе своей, и поэтому он часто является источником невероятных измышлений. Убийство в Лондоне Александра Литвиненко лишнее тому доказательство. Версии нагромождаются одна на другую, одни говорят об исполнителях воли Путина, другие о злом умысле российского миллиардера Березовского, или о неком подобии военно-политической хунты, которая хочет заставить Кремль плясать под свою дудку в чеченском вопросе

Мир шпионажа секретен по природе своей, и поэтому он часто является источником невероятных измышлений. Убийство в Лондоне Александра Литвиненко лишнее тому доказательство. Версии нагромождаются одна на другую, одни говорят об исполнителях воли Путина, другие о злом умысле российского миллиардера Березовского (статья Жака Сапира в номере 'Le Figaro' от 5 декабря), или о неком подобии военно-политической хунты, которая хочет заставить Кремль плясать под свою дудку в чеченском вопросе. . .

Должно быть, все эти версии немало забавляют Москву. Я в течение долгого времени изучал деятельность КГБ, написал много работ на эту тему, и в силу этого стал с опаской относиться к шпиономании, этому виду паранойи, когда повсюду мерещится деятельность секретных служб. Более того, я всегда считал, что попасться на эту удочку, значит сослужить хорошую службу шпионской 'кухне': это вносит сумятицу в умы и так заметает следы, что за деревьями леса не видно. Тем не менее, в деле Литвиненко действительно прослеживается след этих теневых игроков.

Чтобы разобраться в подобном деле, лучше всего исходить из простейших принципов. В интересующем нас случае первый принцип проистекает из природы сегодняшнего российского режима. Многочисленные убийства, которыми были отмечены оба президентских срока Владимира Путина, явно указывают на политическо-мафиозный характер его правления, даже если президент и не был напрямую причастен к этим преступным деяниям. 'Малый террор' - начало которому положили чеченские псевдотеракты 2000-го года, - наследие советской системы, преемником которой является Путин. Хребтом СССР, как и всех тоталитарных государств, была тайная полиция, КГБ. Система пала, но 'органы' (как называют их в Москве) устояли. ФСБ, в итоге, 'достала из чулана мундир' КГБ, она использует те же методы, и ее люди занимают ключевые посты, начиная с Кремля. Идеология тут ни при чем, это вопрос корысти. Люди из ФСБ управляют предприятием 'Россия', как это ранее делала коммунистическая номенклатура, исходя из своих интересов, что взаимосвязано с вопросом защиты своей власти. Ими движет сильная ненависть к Западу, на который возложили вину за распад СССР, и они пытаются изничтожить все, что было взято из модели демократического общества (свобода самовыражения, прозрачность ведения бизнеса, НПО и т.д.).

В переходный период от СССР к путинской России 'органы' чуть было все не потеряли. С тех пор они делают все возможное, чтобы подобное не повторилось. Это - второй простейший принцип. Я часто ездил в Россию во времена Ельцина и был свидетелем того смятения, которое царило среди кагэбэшников в ту эпоху. Они чувствовали, как власть ускользает от них. Тогда появились многочисленные 'ассоциации', которые должны были оберегать саму суть организации, в том числе ее историческое наследие, для чего был закрыт доступ к архивам (необходимо было не допустить, чтобы на 'органы' возложили ответственность за преступления коммунистов).

Эти 'ассоциации' служили прикрытием для КГБ, пусть даже их руководители и утверждали, что они - почтенные пенсионеры. Когда кагэбэшники с приходом Путина вернулись во власть, надобность в этих 'ассоциациях' отпала. Их члены стали сотрудниками различных служб безопасности или связались с мафией, в любом случае этот мирок очутился на стыке политики и бизнеса. Ни один из них не порвал с КГБ-ФСБ: из секретных служб не уходят.

Именно в этом контексте стоит рассматривать 'малый террор', возникший в 2000 году. В путинской России крайне сложно отличить друг от друга 'органы', бывшие секретные службы, мафию, так пересекаются их интересы, да и действующие лица порою оказываются одними и теми же. 'Вертикаль власти', возродить которую новый властелин Кремля хочет с момента своего вступления в должность, опирается на этот 'триптих', и те, кто противостоят ему, уничтожаются. Бессмысленно пытаться понять, кто что делает. Перед нами - туманность, куда каждый в силу своей компетенции привносит ноу-хау, логистическую поддержку или финансовые возможности. Нужно ли вывести из игры бизнесмена Ходорковского, заставить замолчать журналиста Политковскую или убить бывшего агента Литвиненко - заказчики те же, меняются лишь методы и исполнители в соответствии с определенным ими разделением труда.

Вот почему в деле Литвиненко возникают бывшие офицеры КГБ, ставшие сотрудниками службы безопасности, способ исполнения (полоний-210), для которого необходимы государственные и/или мафиозные сообщники, отпечаток ФСБ на modus operandi (перевозка вещества, поездки действующих лиц), и сопутствующая всему этому дезинформационная кампания, создающая дымовую завесу. Было ли это убийство совершено по приказу Кремля, не было ли, не в этом суть, главное - увидеть связующую нить всех этих действий, которая берет начало в захвате секретными службами власти в России. Станет ли Путин своим преемником на президентском посту (что на данный момент ему запрещает конституция), или ему на смену придет его же ставленник, суть от этого не изменится.

Тьерри Вултон - эссеист, автор книги 'КГБ во Франции', издательство 'Grasset' 1987.

_______________________________________

Вся президентская рать: большая победа КГБ ("The Independent", Великобритания)

Путин, новый царь и его черные рыцари ("La Repubblica", Италия)