Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Президентов на губернаторов не меняют. . .

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя мои убеждения по основным моментам с установками белорусских властей и не совпадают, но и поддерживать каких бы то ни было политиков, готовых произвести в нашей стране 'выгодную России смену власти' я точно не собираюсь. Кстати сказать, и не я один. Путин за последние годы уже несколько раз ну очень доходчиво объяснил - какая именно смена власти в Беларуси выгодна для России. Хочу ответить на это, перефразируя слова классика - мы президентов на губернаторов не меняем. . .

Для любого народа государство, как факт национально-территориальной независимости, является ценностью непреходящей и не подлежащей обсуждению. Это аксиома, которая не нуждается в доказательствах. Но одновременно государство и государственный режим - понятия далеко не тождественные. На протяжении истории множество государств меняло правящий режим, иногда даже изменяя собственное название, но при этом всегда оставалось той же самой страной, если, конечно, не прекращало вовсе свое существование. В пример можно привести Россию, Францию, Германию (до и после Второй мировой войны), и многие другие. Но какой бы страна не была, государство на ее территории будет непременно, и состоит оно всегда из неких бюрократических структур, выполняющих то, что приказывает им правительство или любой другой орган, его заменяющий. После всякого изменения государственного режима и смены правительства, каким бы способом этот процесс не происходил, вплоть до революции, головы летят обычно только у бюрократической верхушки (и то далеко не всегда), но сами государственные структуры практически никогда не претерпевают серьезных изменений.

И как правило, в любом государстве реальной властью обладает не просто формальная политическая верхушка, а элита , сумевшая взять под свой контроль рычаги управления страной. Эта элита влияет на экономику, судебную систему, связана с прессой, людьми искусства, академическими кругами, военными, силовыми структурами и т. п. Она явно или скрыто диктует свою волю также политикам, причем не важно, лояльны они к действующей власти или нет, и она же на деле является реальной правящей силой в стране. По другому определению элита - это люди, которые занимают высшие властные позиции, контролируют большую часть собственности и имеют наивысший престиж в обществе. Число этих людей никогда не бывает большим, обычно их примерно около одного процента от общей численности населения. Мы когда-то давно уже обсуждали в блоге вопрос - есть в Беларуси своя элита или еще не сформировалась? Многие по этому поводу вполне обоснованно засомневались. Но тогда речь шла о национальной элите, как это и должно быть. А возможно ли в стране, в нашем случае в Беларуси, возникновение элиты, сориентированной на другую, пусть и союзную державу, и отстаивающую ее национальные интересы?

Звучит дико, но это только на первый взгляд. В мире есть огромное количество стран, в которых правят марионеточные режимы, находящиеся в прямой зависимости от своих, не побоюсь этого слова, империалистических патронов, выполняя их волю и существуя в абсолютном подчинении извне. Нередко даже в ущерб своему народу. Может ли что-то подобное произойти и в Беларуси? По моему глубокому убеждению не только может, но для достижения этого со стороны России уже в самое ближайшее время будут прилагаться самые серьезные усилия - информационные, дипломатические, финансовые и какие угодно. И чем меньше будет становиться вероятность инкорпорирования нашей страны в состав бывшей метрополии, тем эти попытки будут осуществляться все более энергичней. Первые сигналы о намечающихся изменениях российской политики по отношению к Беларуси в прессе уже появились. Уверен, что со временем их число будет только нарастать. Прежде всего я имею в виду статью известного российского политолога, сопредседателя 'Российско-белорусской комиссии по правам человека' Сергея Караганова, опубликованную РИА 'Новости' 22 января, под названием - 'Как сформировать пророссийскую белорусскую элиту?'.

Заметьте, даже из самого названия статьи видно, что речь идет не о популяризации каких-то российских (демократических?) ценностей, не об улучшении имиджа России в глазах белорусов и уж совсем не о поиске компромиссов между имперской озабоченностью россиян и нашим стремлением к независимости, а именно о 'формировании пророссийской элиты' в Беларуси. И каким же образом московские интеллектуалы собираются это делать? Судя по содержанию статьи, четкого плана у них пока нет. С.Караганов пишет: 'Определяя политику в отношении Минска, вряд ли стоит оборачиваться на Запад. Те, кто еще недавно негласно 'отписывали' Белоруссию в сферу интересов России, там перевелись. . . Так что нужно действовать в своих интересах. Естественно, правильно понимаемых и долгосрочных. А если так, то не нужно останавливаться на полпути и выдавать Белоруссии энергоресурсы по полурыночным ценам, нужно быстро доводить дело до конца. Понятно, объясняя всем свои позиции'. По мнению автора 'довести дело до конца' России удастся быстрее, если она перестанет 'не замечать' ситуацию с правами человека в Беларуси (а до сих пор все недосуг было заметить), а также вспомнит о белорусской оппозиции. . .

С.Караганов считает: 'Вполне пророссийские политики сидят по тюрьмам, подрывают свое здоровье голодовками. Но их поддерживает только Запад. . . Оглядываясь, могу точно сказать. Если бы мы не отказались от поддержки оппозиции в Белоруссии, от защиты там элементарной свободы СМИ, мы сейчас имели бы гораздо более пророссийскую элиту, гораздо менее антироссийский официальный Минск и гораздо больше возможностей влиять на ситуацию в стране. Было бы больше надежд на выгодную России смену власти. . .' Вот оно как! Ну тогда мне ничего не остается делать, как только разочаровать господина Караганова. Хотя мои убеждения по основным моментам с установками белорусских властей и не совпадают, но и поддерживать каких бы то ни было политиков, готовых произвести в нашей стране 'выгодную России смену власти' я точно не собираюсь. Кстати сказать, и не я один. Все дело в том, что глава Российского государства В.Путин за последние годы уже несколько раз ну очень доходчиво объяснил - какая именно смена власти в Беларуси выгодна для России. Хочу ответить на это, перефразируя слова классика - мы президентов на губернаторов не меняем. . .

Хочу в этой связи заметить, что в любом государстве власть всегда представлена неким большинством, которое привязано к своей земле, имеет исторические народные корни, желает стабильности, порядка и благополучия. Оппозиция, то есть меньшинство, тоже обладает всеми вышеперечисленными качествами и хочет точно того же, но при помощи других процедур, более свободных и демократичных, а также при неукоснительном соблюдении основополагающих прав человека. Вот меньшинство в силу своих способностей и возможностей с большинством и борется (вернее не с ним самим, а с чиновниками, которые его представляют), хотя этому самому большинству кажется, что и так жить можно, 'лишь бы не было войны'. Но при этом белорусская оппозиция по определению не может бороться с государством под названием Республика Беларусь, а тем более в пользу другой страны. В противном случае это уже будет не оппозиция, а что-то другое - 'пророссийская белорусская элита', например. . . А еще более конкретней - 'пятая колонна'.

Тем не менее поисками 'пророссийской элиты' в Беларуси озабочен не только С.Караганов. Об этом все чаще говорят и другие московские специалисты. Политолог С.Марков, например, который как-то заявил: 'У нас главная проблема в том, что мы не оказываем политической, финансовой, экспертной помощи своим союзникам в странах зарубежья. . . Мы должны перейти к политике массированной поддержки своих союзников и через это добиться более пророссийской политики руководства стран'. В этом же ключе высказался и гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дм. Орлов: 'Москва должна сейчас сформировать пророссийскую элиту в среде белорусской оппозиции и консолидировать ее вокруг фигуры возможного преемника, который был бы выгоден России'. Еще более откровенно свою точку зрения выразил руководитель Института проблем глобализации России М. Делягин: 'Прежде всего надо понять: никакого СНГ нет. Есть постсоветское пространство. . . Для развития постсоветского пространства его надо контролировать. И обмен собственности на дешевую энергию - ключ к этому контролю. . . В частности, во всех значимых странах придется создать мощные пророссийские лобби и оппозиционные политические структуры с молодыми привлекательными (а не производящими впечатление вчера сбежавших из зоопарка) лидерами. Стратегическая цель - воссоединение в рамках единого государства России, Белоруссии и Казахстана, а затем и Украины (за исключением, вероятно, Западной). . . В перспективе надо рассматривать не только русских, но и все население постсоветского пространства, близкого русской культуре, как разделенный народ (подобно немецкому и корейскому), объединение которого неизбежно и является стратегической целью государства'.

На одном из форумов (кстати, российском) кто-то заметил: 'Москва, наглотавшись нефтегазовых допингов, похоже, переживает 'вторую молодость' своего империализма. . . Всякий раз, оказавшись на краю исторической пропасти, имперская система вспоминает о русских, мобилизуя их на свою защиту. Так было в 1941 году, так дело обстоит и сегодня. Ударная сила Кремля - это мы, русские с нашим пресловутым патриотизмом, точнее, 'государственным чувством', спекулируя на котором система толкает нас на все новые и новые жертвы во имя 'державы. . . Неужто господа 'павловские' столь уверены, что сознание и духовность русских наглухо заблокированы 'государственным чувством' и табельным православием? Неужто они убеждены, что русскость - это застывшая, окаменевшая магма, а не огненная плазма, живая и динамичная? А мне думается, что русские все еще таят в себе некие реликтовые силы для творческого, несимметричного ответа на вызов истории и системы. Те самые силы, из-за которых триста лет назад среди попов, воевод и приказных 'ходили панические слухи, что клич Разина 'Сарынь на кичку!' останавливает волжские караваны'.

А вообще, как мне кажется, говорить о возможности возникновения серьезного 'пророссийского лобби' в Беларуси по меньшей мере наивно. По многим причинам. Во-первых, в нашей стране не существует антирусских настроений, и даже на бытовом уровне никто из белорусов людей по национальному, языковому или религиозному признакам не делит. Во-вторых, в Беларуси нет и не может быть регионального сепаратизма, а значит никакого подобия украинской 'Партии регионов' во главе с белорусским Януковичем или некого клона 'Блока Натальи Витренко' возникнуть у нас также не может в принципе. Попытки смастерить нечто похожее вероятно будут происходить и у нас (вроде 'республики ятвягов' на Полесье), но я могу смело утверждать, что все они изначально обречены на провал. И, наконец, у подавляющего большинства наших граждан, независимо от их национального происхождения, за последние годы уже успело сформироваться ощущение Родины - Республики Беларусь, у которой есть законное право выбора собственного пути развития. Уверен, что из двух возможных вариантов, европейского и великодержавного российского, белорусы выберут по крайней мере третий - ни туда, ни сюда, но уж никак не российский.

Как сказал М.Делягин, стратегической целью российского государства является объединение 'разделенного народа' на постсоветском пространстве, а другими словами - восстановление империи в том или ином виде. Нет никакого сомнения, что все так и есть на самом деле. И потому всевозможные дискуссии о каких-то 'союзах государств' на постсоветском пространстве, наподобие европейского, не имеют под собой серьезных оснований. В противном случае не было бы разговоров об искусственном формировании 'пророссийской элиты' в республиках бывшего СССР. При создании Евросоюза никто ведь не говорил о создании 'пронемецкой элиты' в Польше или о 'профранцузской элиты' в Испании. Было взаимное желание национальных элит на равных, подчеркиваю, условиях (даже, заметьте, при разных возможностях) объединить свои границы и рынки, создать единое экономическое и политическое пространство, не утрачивая при этом государственной независимости и национальной идентичности. К сожалению, надеяться на то, что в будущем по крайней мере двухсторонние белорусско-российские отношения смогут развиваться по европейскому образцу, пока не приходится.