Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Перегиб истории

В оценке истории нет и не может быть полного единодушия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Проведенный прошлой зимой в России опрос общественного мнения показал, что 54% респондентов на президентских выборах проголосовали бы за Сталина, если бы была такая возможность, а более 60% опрошенных полностью или частично поддерживают лозунг 'Россия для русских'. Мотивом 'Россия выше всех' пронизан рекомендованный в этом году школам учебник истории, из которого можно узнать, что в основе репрессивного режима Сталина была необходимость решения 'проблем модернизации государства'

Проведенный прошлой зимой в России опрос общественного мнения показал, что 54% респондентов на президентских выборах проголосовали бы за Сталина, если бы была такая возможность, а более 60% опрошенных полностью или частично поддерживают лозунг 'Россия для русских'. Мотивом 'Россия выше всех' пронизан рекомендованный в этом году школам учебник истории, из которого можно узнать, что в основе репрессивного режима Сталина была необходимость решения 'проблем модернизации государства'.

Все связанное с оккупацией стран Балтии ограничено краткой констатацией того, что: 'В июне 1940 года страны Балтии присоединились к СССР'. Официально Латвия 'присоединилась' только в августе, однако мелкая оговорка авторов лишь подтверждает хорошо известное - после 17 июня дальнейший ход событий уже был спланирован заранее. Детали не имели большого значения. Президент Литвы Антонас Сметона не дался в руки красным, но это не значило, что у Литвы может быть другой, отличный от Латвии и Эстонии сценарий подчинения.

Большинство получает представление об истории в школе и берет его за основу на всю жизнь. Для ревизии необходим какой-то особый стимул. Ушедшему в небытие СССР его дал первый и последний президент Михаил Горбачев. Гласность.

У нас разные учебники, до сих пор так было и в России, однако есть основания опасаться, что рекомендованный в этом году учебник станет обязательным - 'единственным и правильным', как в Советском Союзе.

Направление на полировку истории несколько лет назад задал президент России Владимир Путин, которому принадлежат произнесенные публично слова: 'В свое время историки акцентировали негативное, поскольку была задача разрушить прежнюю систему... Теперь другая задача - созидание'. Путин добавил также, что учебники 'должны прививать молодежи

гордость за свою историю и свое государство'.

В оценке истории нет и не может быть полного единодушия. Французы каждый год 14 июля шумно празднуют годовщину положившей начало новой эпохе революции. Но могли бы и не праздновать: время диктатуры якобинцев можно считать образцовым уроком геноцида для будущих поколений диктаторов. По другую сторону Ла-Манша - в Англии - упоминать без особой необходимости Оливера Кромвеля и революцию считается дурным тоном.

В гитлеровской Германии ликвидировали безработицу, построили отличные дороги и заботились о пенсионерах (последний раз Гитлер повысил пенсии в 1942 году). Это правда, но не вся правда. Сталин индустриализировал Советский Союз, но во время войны он вроде и не знал о пенсионерах. Это правда, но не вся правда.

В России, как и в стране чудес, каждое публично сказанное президентом слово воспринимается как задание, и оно выполняется. Очевидно, в таком качестве, как ожидается. В книге не умалчивается о репрессиях величайшего палача 'всех времен и народов'. Упомянуты годы большой чистки и примерное количество жертв, но не сказано, что масштабные репрессии начались сразу после прихода к власти большевиков и утихли только после смерти отца народов. Это особое иезуитство - сказать только часть правды, чтобы сделать вывод: такие были времена, иначе было нельзя.

Исторический приговор Гитлеру объявлен раз и навсегда. Со Сталиным иначе - его и прославляют, и проклинают. В нынешней России четко просматривается тенденция реабилитации Сталина, которая проникла и в школьные учебники.

По уничтожению своего народа Сталин может сравниться только с черпавшими знания от французских социалистов красными кхмерами в Камбодже, которые во второй половине семидесятых годов убили примерно четверть камбоджийцев. Главный 'идеолог' этой политики на этой неделе, наконец, предстанет перед судом. Сам Сталин давно похоронен, но его наследие в современной России, к сожалению, преобразуется в составную часть политики.

____________________________________

Владимир Путин, борется за патриотизм, переписывая учебники ("The Independent", Великобритания)

Сталин, его отец и Кролик ("New Statesman", Великобритания)