Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сторонники Ирана довольны, но настроены скептически

Россия и Китай, которые выигрывают от изменения в оценках американской разведки по вопросу иранского ядерного оружия, сохраняют настороженность

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многие обозреватели по-прежнему не до конца понимают, что же предвещают последние оценки американской разведки. Аналитики, в первую очередь, московские и пекинские, не верят в то, что спецслужбы могли занять позицию, ставящую подножку президенту. Они делают предположения о том, что доклад может ознаменовать собой изменения в стратегии администрации Буша.

МОСКВА - Закаленные в дипломатических битвах сторонники Ирана с удовлетворением и некоторой подозрительностью восприняли новость этой недели: американские разведслужбы уже не считают, что Исламская республика Иран реализует программу создания ядерного оружия.

Россия и Китай борются за недопущение введения новых санкций Совета Безопасности ООН против Ирана, и обе страны немедленно воспользовались последним докладом американской разведки, чтобы обернуть его против администрации Буша. Все попытки введения дополнительных санкций в свете последних выводов следует пересмотреть, заявили они.

Москва и Пекин давно выступают за дипломатические средства и переговоры вместо санкций. Обе страны также отвергают общепринятую в США точку зрения об Иране, утверждая, что на самом деле иранская ядерная программа не представляет серьезной угрозы.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил в среду журналистам, что даже эти последние выводы США попали мимо цели. По его словам, американские утверждения о том, что иранцы до 2003 года проводили программу разработки ядерного оружия, являются ошибочными.

'Данные, которыми располагают наши американские партнеры, по крайней мере, те данные, которые они нам показали, не дают оснований утверждать, что Иран когда-то проводил военную ядерную программу', - заявил он.

В то же время, по словам Лаврова, российский президент Владимир Путин на этой неделе еще раз обратился к Ирану с просьбой заморозить свою программу обогащения урана, которая, как утверждает Тегеран, предназначена исключительно для гражданской энергетики.

Тем временем, Западная Европа с явной подозрительностью относится к иранским намерениям. Европейцы отмечают, что Тегеран по-прежнему игнорирует распоряжения Совета Безопасности о прекращении обогащения урана, в связи с чем новые санкции пока нельзя вычеркивать из перечня возможных ответных мер.

'Наша озабоченность сохраняется, - заявил в среду официальный представитель германского правительства Ульрих Вильгельм (Ulrich Wilhelm), - поэтому мы рекомендуем немецким компаниям проявлять определенную сдержанность в деловых отношениях с Ираном'.

'Иран по-прежнему необходимо держать под давлением, одновременно предлагая ему сотрудничество'.

Опубликованный в понедельник новый доклад американской разведки стал важным контрдоводом против непрекращающихся обвинений администрации Буша в адрес Ирана, которые состоят в том, что Тегеран работает над созданием ядерного оружия. В докладе говорится, что под давлением мировой общественности Исламская республика Иран в 2003 году отказалась от своих ядерных амбиций, но в любое время может возобновить программу создания ядерного оружия.

Сообщения об этом докладе в России восприняли с радостью, поскольку от введения или отказа от новых санкций зависит получение ею миллиардов долларов от сотрудничества с Ираном.

Одна российская фирма выиграла контракт на строительство в Иране первой гражданской атомной электростанции, и правительство должно было продать Тегерану топливо для эксплуатации этой установки. Но проект был заторможен под давлением мировой общественности, а также из-за спора по поводу оплаты Тегераном проведенных работ.

Между Россией и Ираном существует стратегический альянс, а также взаимная заинтересованность в поддержании стабильности в центральноазиатских странах из состава бывшего Советского Союза.

'Россия чувствует, что была права с самого начала, а теперь ее правота подтвердилась, причем подтвердила это противоположная сторона, - говорит старший научный сотрудник московского Института мировой экономики и международных отношений Александр Умнов, - груз возможных и действующих санкций мешал российским компаниям углублять сотрудничество с Ираном. Теперь же, в связи с выходом этого доклада, появляется шанс для расширения сотрудничества'.

Но знакомые с содержанием российских дискуссий по ядерной проблематике аналитики заявляют, что несмотря на постоянные заявления России о мирном характере иранской ядерной программы, даже у некоторых руководителей в Москве имеются глубокие внутренние сомнения.

Российские официальные лица, как и их вашингтонские коллеги, считают, что технологический фундамент ядерных разработок в Иране можно очень быстро применить для ускоренного начала программы создания ядерного оружия.

Еще в 1993 году в докладе российской разведки отмечалось, что Иран проводит исследования в ядерной области, которые могут иметь военное применение.

'Российское официальное заявление по этому вопросу заключалось в том, что нет никаких свидетельств, говорящих о создании Ираном ядерного оружия, - заявил недавно в интервью эксперт по нераспространению из московского ПИР-Центра Антон Хлопков, - но я бы сказал, что есть определенное беспокойство, в том числе, и в России. У нас нет доказательств, у США нет доказательств, у МАГАТЭ [Международное агентство по атомной энергии] нет доказательств. Но есть озабоченность'.

Но у России и Китая возникло сильное чувство надежды на то, что благодаря этому докладу, автором которого является само американское государство, гонка за санкциями будет заторможена, и появится дополнительное время для переговоров.

Представитель Китая в ООН Ван Гуанья (Wang Guangya) сказал репортерам, что действия по введению санкций против Тегерана следует пересмотреть.

'Многое изменилось', - заявил он.

Китайские аналитики говорят, что Китай может занять сдержанную позицию, пока не проанализирует более тщательно такую перемену в настроении Вашингтона. По их словам, Китай не злорадствует особо по поводу того, что американские эксперты сегодня поддерживают его давние аргументы.

Китай уже долгое время крайне скептически относится к ужесточению санкций. Это в какой-то мере стало демонстрацией его стремления не расстраивать Иран, который является его союзником и поставщиком энергоресурсов. Но здесь действуют и своекорыстные интересы: Китай, как и Россия, недоволен тем, что Соединенные Штаты играют роль мирового жандарма, а также опасается, что в результате какого-нибудь будущего конфликта он сам сможет стать жертвой санкций.

Западная Европа может продолжать настаивать на введении санкций, но этот доклад разведки создает сильный политический дискомфорт для французского президента Николя Саркози, который открыто встал на сторону Буша в противостоянии с Ираном. Во время своей предвыборной кампании в этом году французский руководитель постоянно метал громы и молнии в адрес Тегерана. По словам французских аналитиков, американский доклад ставит Николя Саркози в крайне уязвимое положение.

Когда президенты Франции и США во время августовских каникул встречались в Мэне, 'президент Буш определенно нарисовал такую картину Ирана, что вызвал большое беспокойство в настроении Саркози'. Так говорит Франсуа Никуло (Francois Nicoullaud), работавший послом Франции в Иране с 2001 по 2005 год. Саркози вернулся в Париж, будучи убежденным в том, что Иран скоро получит бомбу, и что 'необходимо нанести по нему удар, дабы исключить такую возможность'.

'Действия Саркози были меньше нацелены на введение санкций, а больше на то, чтобы стать союзником США, - говорит научный сотрудник Института международных и стратегических отношений (Institute for International and Strategic Relations) Тьерри Ковилль (Thierry Coville), - возможно, быть союзником и хорошо, несмотря ни на что, но если идти на крайности, то назад возвращаться будет трудно'.

Перспективы заключения новых контрактов в Иране дразнят надеждами московские деловые круги и политическую элиту.

Когда на этой неделе Путин принял в своей резиденции секретаря Высшего совета национальной безопасности Саида Джалили (Saeed Jalili), стороны обсудили вопросы строительства первой иранской АЭС. Реактор в Бушере строит российская компания 'Атомстройэкспорт'. Путин заверил иранцев, что проект будет завершен в срок, о чем сообщило полуофициальное информационное агентство Ирана Fars.

'Иран не нарушает никаких международных законов, реализуя данный проект. Это понятно всем', - заявила пресс-секретарь 'Атомстройэкспорта' Ирина Есипова. Вместе с тем, она добавила: 'Любой проект легче осуществлять, когда имеется ясное понимание и дружественное отношение'.

Крупнейшая российская нефтяная компания 'Лукойл' пытается приступить к разработке огромного нефтяного месторождения Ирана Азар, однако дела движутся очень медленно. По словам представителя компании Григория Волчека, запасы месторождения могут составить 2,5 миллиарда баррелей нефти, однако из-за длительных переговорных проволочек успеха здесь не наблюдается. Он отказался пояснить, не связаны ли эти задержки с санкциями.

'Сейчас переговоры ведутся очень пассивно', - сказал он.

Но многие обозреватели по-прежнему не до конца понимают, что же предвещают последние оценки американской разведки. Аналитики, в первую очередь, московские и пекинские, не верят в то, что спецслужбы могли занять позицию, ставящую подножку президенту. Они делают предположения о том, что доклад может ознаменовать собой изменения в стратегии администрации Буша.

'Нам интересно знать - не только Китаю, но и всему миру: следует ли верить этому докладу, почему он появился именно сейчас, что за ним скрывается, не является ли это политическим маневром или какой-то борьбой за власть внутри Белого Дома, - говорит профессор и директор Института стратегических исследований пекинского университета Циньхуа Чу Шулон (Chu Shulong), - многие государства теряются в догадках. Правительство США становится все более непоследовательным и ненадежным'.

_____________________________________________________________

Сведущая разведка ("Los Angeles Times", США)

Партнер в решении иранского вопроса? ("The Washington Post", США)