Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Миф о русской душе

Миф о русской душе picture
Миф о русской душе picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сто лет назад в России было больше фанатичных приверженцев различных политических теорий, чем когда-либо в любой другой стране. Она кишела последователями разных направлений анархизма, в ней были тьмы социалистов, армии радикальных христиан, толстовцев и коммунистов. Растревоженная всем этим прогрессивным мышлением, Россия пролила океан крови во имя теорий Маркса

'Читая книги Набокова, Хрущева чувствовала себя одним из его героев: русским, который учится быть индивидом'.

Сто лет назад в России было больше фанатичных приверженцев различных политических теорий, чем когда-либо в любой другой стране. Она кишела последователями разных направлений анархизма, в ней были тьмы социалистов, армии радикальных христиан, толстовцев и коммунистов. Растревоженная всем этим прогрессивным мышлением, Россия пролила океан крови во имя теорий Маркса.

Примечательно, что это мало что изменило. Когда все закончилось, Россия оказалась под властью нового царя. Пускай Владимир Путин, царь XXI века, милее Александра III (правившего в 1881-1894 гг.) и толковее Николая II (1894-1917). Но все же он царь, обладающий поистине царским ощущением полновластия. Путин считает, что он заслуживает того, чтобы править Россией, и, похоже, большинство россиян смотрит на мир его глазами. Например, свобода слова для Путина не важнее, чем для Александра III или Сталина - похоже, до нее есть дело лишь незначительному меньшинству россиян.

Обо всем этом говорила на прошлой неделе Нина Хрущева, выступая в Торонто в эфире TVOntario. Она профессор политологии, и ее профессионализм дополняется биографическими данными. С кафедры нью-йоркской New School к аспирантам обращается правнучка Никиты Хрущева.

К Путину она относится с нескрываемым презрением, но знает, что соотечественники с ней не согласны. Типичный русский, которого она называет 'ленивым русским Иваном' обожает Путина. Русские считают, что мир должен относиться к их стране как к великой державе, и что Путин отвоевывает уважение, которого она заслуживает. Если его поведение пугает Запад, то тем лучше.

Хрущева считает, что за бездумным поклонением Путину стоит миф о 'русской душе'. По ее мнению, идея о гуманной, поэтичной национальной душе служит оправданием отсталости России. Она атакует эту идею в своей блестящей и глубокой новой книге 'Imagining Nabokov: Russia Between Art and Politics' (Yale University Press), в которой политология сочетается с литературной критикой.

Героя своей книги Владимира Набокова (1899-1977), она воспринимает как противоядие от недоразвитости, пользуясь его книгами как путеводителем. Он всегда настаивал на том, что не является политическим писателем, но Хрущева считает, что его произведения несут в себе политическое послание всем тем, кому небезразлично будущее России.

В своих романах Набоков на место 'душевного героя', которого так любят русские писатели и читатели, приводит горестных, критически настроенных действующих лиц в западном стиле. Читая его книги, Хрущева чувствовала себя одним из героев Набокова, русским, который учится быть индивидом, 'ответственным за собственные действия, когда нет государственной идеологии, наделяющей твою жизнь формой и содержанием'. Книги Набокова стали для нее выходом из 'огромного, недифференцированного, традиционного российского коллектива'. 'Я не пишу для групп, - говорил он. - Мне важен лишь индивидуальный читатель'.

По вопросу индивидуальности и современности Набоков занимает четкую позицию. Его противоположность можно увидеть в мечтательном, бесцельном герое романа 'Обломов' Ивана Гончарова, ставшем бестселлером 1858 г. Герой (Обломов) унаследовал имение, которое разваливается, потому что он не в силах слезть с дивана, чтобы им заняться. Когда роман вышел в свет, все согласились с тем, что в нем описан неотъемлемый элемент русского характера. Родилось новое слово - 'обломовщина'. Это было 170 лет назад, но Хрущева намекает на то, что подобный характер влияет и на сегодняшнюю Россию.

В 1920-е г. В. И. Ленин, организуя новую российскую экономику во имя пролетариата, обнаружил, что многих пролетариев не особо тянет работать. Он решил, что коммунизм должен выдавить обломовщину из русской души.

Он и его преемники потерпели неудачу, но Хрущева отвечает Ленину с милой иронией: то, что хотел совершить он, возможно лишь в условиях выработанного на Западе индивидуализма и лучше всего постигается через произведения страстного антикоммуниста Владимира Набокова.

________________________________________

Скажи, мне, брат: 'Am I sexy?' ("Gazeta Wyborcza", Польша)

Понять, кто такие русские. . . ("Radio France Internationale", Франция)

Не пугайтесь русских ("The Spectator", Великобритания)