Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грядет секретный пакт 'Тимошенко-Янукович'?

Грядет секретный пакт 'Тимошенко-Янукович'? picture
Грядет секретный пакт 'Тимошенко-Янукович'? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Они опять встретились. В середине мая. Два премьера, реальный и теневой. Два главных кандидата на президентскую булаву. Два самых, казалось бы, непримиримых оппонента, если судить по их публичной риторике, Юлия Владимировна и Виктор Федорович.

Они опять встретились. В середине мая. Два премьера, реальный и теневой. Два главных кандидата на президентскую булаву. Два самых, казалось бы, непримиримых оппонента, если судить по их публичной риторике, Юлия Владимировна и Виктор Федорович.

Провести очередную тайную вечерю заставило то, что и раньше: боязнь проиграть все, остаться вне власти после многих лет упорной, трудной и весьма затратной морально, физически и, конечно же, финансово борьбы за оную.

И Тимошенко и Янукович не уверены ни в чем: ни в своем безоблачном политическом будущем, ни в своей победе на президентских выборах, ни в своих соратниках. Еще менее они уверены друг в друге и в том, что на договоренности можно положиться: слишком часто в украинской политике, в данной 'паре' в частности, осуществляются банальные 'кидки' партнера.

Тимошенко и Янукович боятся друг друга, но именно эта боязнь и толкает их к поиску компромиссов друг с другом. Как бы парадоксально это ни звучало на первый взгляд. Каждый боится после президентских выборов быть 'съеденным' другим - тем, кому улыбнется фортуна. А потому не против договориться 'на берегу'. Оба готовы играть против любого 'третьего лишнего', Яценюка, например.

Формальной причиной очередной встречи после относительно длительного перерыва стали изменения в президентском секретариате, а также решение Конституционного суда, признавшего назначенную парламентом дату президентских выборов (25 октября 2009 г.) неконституционной. Янукович мог поздравить Тимошенко в связи с уходом Балоги - неистово боровшегося с правительством, вставлявшего, какие только возможно палки в колеса кабминовской телеги. Тимошенко могла посочувствовать Януковичу в связи с уходом Балоги - потерей одного из главных связующих звеньев Банковой и ПР.

Кадровые пертурбации в СП, замена Балоги на Ульянченко, безусловно, внесут существенные коррективы как в текущую ситуацию, так и изменят характер предстоящей президентской гонки. Одно дело президентские выборы при 'ястребе' Балоге и совсем иное - при 'голубе' ('политическом дипломате') Ульянченко. Уход Балоги это, кроме прочего, и крест на внеочередных парламентских выборах до президентских, по меньшей мере - на разгоне парламента 'через колено'.

Новый глава секретариата - это еще и изменение ситуации для внесения правок в Конституцию. Не приходилось сомневаться, что Балога любыми средствами и методами срывал бы какие бы то ни было изменения в Основной Закон под договоренности ПР-БЮТ. Но как поведет себя Ульянченко? Открылись ли при ней новые, более благоприятные для Конституции 'имени ПРиБЮТ' шансы? Очень даже может быть. Наконец, решение КС, с одной стороны, огорчило всех, кто ждет не дождется (а таких достаточно и в ПР, и особенно в БЮТ), когда же Виктор Андреевич съедет с Банковой, с другой - увеличило временной лаг для внесения давно разработанных бютовскими и 'региональными' юристами-конституционалистами изменений в Конституцию.

Проект конституционных изменений - с переносом выборов президента в парламент - готов. Но нет ясности: как к нему приступать? Нет уверенности, что, сказав 'а', удастся договорить 'б'. Ни Янукович ни Тимошенко не могут гарантировать, что в решающий момент в парламенте наберется 300 голосов. Даже при том, что фракции ПР и БЮТ имеют в ВР конституционное большинство.

Во-первых, и в БЮТ, и в ПР есть группы, настроенные против такого альянса. По разным причинам. Есть идеологические противники, а есть и те, кто просто не желает делить власть (и все, что к ней прилагается) с другими, пребывая в уверенности в победе своего лидера. Следовательно - будут разрушать и его главную предпосылку-гарантию - конституционные изменения.

Во-вторых, и в БЮТ, и в ПР наличествуют внутренние конфликты - как личностные, так и бизнесовые. И в ответственный момент они могут дать о себе знать недостачей голосов до заветной цифры '300'.

Выходить ли на публику с объявлением о создании коалиции ПР-БЮТ перед внесением изменений в Конституцию? Или же попытаться внести изменения в Основной Закон 'теневым' способом, не заключая коалиционный союз открыто? Вопросы.

Первый вариант будет означать, что обратной дороги нет.

И тогда в случае срыва конституционного процесса вопреки намерениям лидеров ПР и БЮТ будет непонятно, как Тимошенко и Януковичу идти на президентские выборы. Обоим одновременно - нелепо. Поддержать другого? Но это имиджевые, соответственно - рейтинговые потери для обеих сторон, с возрастающими шансами на победу для конкурентов (того же Яценюка).

Слишком долго Тимошенко и Янукович настраивали своих избирателей против 'вселенского зла' в лице друг друга. Электорат может и не понять. Да и с чем, с какими 'фишками' идти на прямые президентские выборы Виктору Федоровичу, находясь в одной коалиции с Тимошенко? Ведь вся его риторика базируется на экономических неурядицах нынешнего правительства.

Второй вариант означает неизбежный развал нынешней коалиции, ибо начало процесса конституционных изменений станет для всех сигналом того, что де-факто ПРиБЮТ создан. Этим, в свою очередь, не преминет воспользоваться Ющенко.

Тимошенко такой ход событий категорически не устраивает. Ей необходимо наличие коалиции в парламенте.

Премьерское кресло для Юлии Владимировны - это весьма комфортный аэродром, чтобы сохранить собственное пребывание во власти, невзирая ни на что - ни на итоги президентских выборов, ни на договоренности с Януковичем. Даже если Тимошенко проиграет президентские выборы, а альянс ПР-БЮТ не состоится, то она имеет все основания рассчитывать на дальнейшую работу в качестве главы правительства. Нынешняя Конституция (в отличие от прежней 1996-го) не предусматривает сложения полномочий Кабмина перед новоизбранным президентом.

В 'старой' Конституции ч.1 ст.115 гласила: 'Кабинет Министров Украины слагает полномочия перед новоизбранным Президентом Украины'. В 'новой', вступившей в силу с 1 января 2006-го, ч.1 ст.115 говорится: 'Кабинет Министров Украины слагает полномочия перед новоизбранной Верховной Радой Украины'. И уж тем более нет в Основном Законе положения о том, что парламент должен отправляться на перевыборы в связи с избранием нового президента.

Даже Ющенко, обладавший огромными возможностями на волне 'оранжевой' эйфории, не рискнул в начале 2005-го разогнать далеко не лучший с его точки зрения парламент по случаю своего президентства - хотя разговоров на тему 'необходимости' переизбрать 'кучмовский парламент' тогда было предостаточно. Тем более не пойдет на такой шаг президент, избранный без майданов.

И совершенно непонятно, отчего это все настроились на 'неизбежные' перевыборы Верховной Рады после президентской гонки. Даже оставим за скобками умение БЮТ срывать не то что сомнительные, но вполне законные выборы. Внеочередные выборы ВР будут возможны только в случае, если на них согласятся все ключевые парламентские игроки. Но согласятся ли?

Если Тимошенко проигрывает президентские выборы, но сохраняет премьерское кресло, то зачем перевыборы БЮТ! А Блоку Литвина, чей лидер сидит в спикерском кресле? Тоже не нужны. А фракции НУНС, которая в ходе любых внеочередных выборов не получит и трети имеющихся кресел (не говоря уж, что в проходных частях списков партий, представленных в НУНС, окажутся в значительной мере не те люди, которые ныне обладают депутатскими мандатами).

Даже Балогина группа ЕЦ, до последнего времени столь ратовавшая за перевыборы ВР и срывавшая работу коалиции, после президентских выборов наверняка изменит свою точку зрения на противоположную - станет большим поборником сохранения и нынешней ВР, и нынешней коалиции. Перевыборы для ЕЦ были актуальны, пока Балога владел админресурсом: тогда была вероятность набрать хотя бы 3% и обзавестись собственной парламентской фракцией. Даже если бы перевыборы состоялись в ближайшее воскресенье, то ЕЦ и тогда смог бы хоть на что-то претендовать - на остаточном админресурсе. Но к моменту окончания президентской гонки от админресурса ЕЦ останутся лишь воспоминания.

Поэтому нынешняя коалиция (БЮТ-НУНС-БЛ) после президентских выборов, проиграй их Тимошенко, только сплотится - чтобы сохраниться в парламенте и во власти. Ну а работать с президентом, оппозиционным Кабмину (если будет именно такой), Юлии Владимировне не привыкать - эту школу она прошла, благодаря Ющенко и Балоге.

Выше - это запасной и вполне реальный вариант для Тимошенко. И она его прекрасно понимает. И поставит под сомнение нынешнюю коалицию, только если 'железобетонно' будет новая, которая также гарантирует ей сохранение премьерского кресла 'при любых раскладах'.

Так что промахиваться им нельзя - что тем саперам. Исправить ошибку будет практически невозможно.

Однако вернемся к Конституции от ПРиБЮТ. Естественно, внутрифракционными проблемами, о которых шла речь несколькими абзацами выше, дело не ограничивается. 'Внешних' желающих сорвать ПРиБЮТ еще больше.

Не заинтересован в таком союзе Владимир Литвин, жаждущий во что бы то ни стало сохранить свое спикерское кресло и осознающий собственную ненужность для мегаальянса ПР-БЮТ. А вносить изменения в Конституцию, имея оппонентом главу ВР, безусловно, затруднительно. Теоретически можно попытаться сменить спикера. Но на это нужно время, которого в обрез. С другой стороны - такой шаг станет возможным только при открытом переформатировании коалиции в ПРиБЮТ.

Вне сомнения, будет пытаться срывать конституционный процесс президент Ющенко. Ведь в таком случае он становится 'третьим лишним'. И уже не сможет с сильных позиций договариваться о своем будущем, требовать для себя необходимых гарантий.

Поэтому Ющенко может воспользоваться конституционным вариантом, предполагающим избрание президента в стенах ВР, как поводом для назначения референдума по 'его' проекту Конституции (мол, пусть народ скажет - согласен ли он передать депутатам право выборов главы государства) - под сурдинку пропаганды о 'сговоре' и 'попрании прав граждан'.

Очевидно, будут попытки вставить палки в колеса через Конституционный Суд. Вряд ли КС пойдет на то, чтобы признать проект изменений в Основной Закон, разработанный юристами ПРиБЮТ, неконституционным (над текстом ведь работали конституционалисты, как говорится, высшей категории), но затянуть время сможет. А это будет равнозначно срыву процесса в целом.

И т.д. и т.п. Подводных камней и гипотетических препятствий для реализации задуманного во имя ПРиБЮТ (в первую очередь - конституционных измнений) много. Но и желание договориться, более-менее обезопасившись на будущее и во имя будущего (своего - политического, властного, бизнесового) - тоже большое.

Какие бы договоренности ни были достигнуты между Януковичем и Тимошенко на данном этапе, они могут быть сорваны по не зависящим от них причинам. В связи с этим, по нашим данным, в настоящее время стороны рассматривают в качестве возможного компромисса вариант подписания секретного договора между Тимошенко и Януковичем по типу того, что был заключен в июле 2004 года между Тимошенко и Ющенко - на время после президентских выборов. Обсуждаются концепция и механизм действия такого договора. Естественно, с поправками, исходя из текущих раскладов, условий и обстоятельств.

'Депозитарием' и одновременно гарантом выполнения договоренностей должна стать Россия. На всякий случай, для озабоченных 'российским империализмом' напомним, что США и Европа без всякого стеснения берутся за 'разруливание' конфликтов и противоречий внутри украинского политикума/власти. В том же докладе экс-посла США Стивена Пайфера, недавно комментировавшегося в '2000' В. Корниловым, об этом говорится без обиняков.

Данный 'пакт' пока еще в стадии проработки. И нам удалось узнать лишь некоторые его наметки. Известно, к примеру, что предусматривается участие в президентских выборах и Виктора Федоровича, и Юлии Владимировны, с сохранением нынешней - конфронтационной - риторики по отношению друг к другу (хотя, очевидно, политтехнологи и пиарщики будут 'держать в уме' поствыборный ПРиБЮТ). Но главное в ином.

Первое: стороны остаются верны своим намерениям внести изменения в Конституцию согласно уже выписанному варианту (включая изменение процедуры избрания президента - с всенародной на парламентскую) - вне зависимости от того, кто будет избран в ходе следующих президентских выборов - Тимошенко, Янукович или третье лицо.

Второе: если президентом становится не Тимошенко и не Янукович, все договоренности в формате ПР-БЮТ остаются в силе и реализуются, несмотря на вполне вероятное сопротивление новоизбранного главы государства.

Третье: в целях реализации указанного стороны обязуются сохранить нынешний парламент (в котором, напомним, ПР и БЮТ имеют конституционное большинство) и отказываются от участия в каких бы то ни было сценариях, направленных на досрочные выборы ВР.

Четвертое: сразу по окончании президентской гонки в парламенте происходит переформатирование коалиции в ПРиБЮТ, которая и запустит процесс конституционных изменений.

Пятое: если президентом избирается Юлия Тимошенко - премьером от ПРиБЮТ становится Виктор Янукович; если президентом избирается Виктор Янукович - Юлия Тимошенко сохраняет премьерское кресло; если президентом становится третье лицо, Тимошенко сохраняет премьерское кресло в коалиции ПРиБЮТ, Янукович становится спикером на время до завершения конституционного процесса и своего избрания президентом в парламенте.

Обсудить публикацию на форуме

_____________

Выборы-2010: ожидания, технологии, риски ("Зеркало Недели", Украина)

Who is Mr.Yatsenyuk? ("Украинская правда", Украина)