Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Европа смотрит на Восток: не упустить Турцию

© коллаж ИноСМИтурция ес
турция ес
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Предложения, выдвинутые два десятилетия тому назад Горбачёвым, чтобы положить конец холодной войне, такие как архитектура европейской безопасности и «общеевропейского дома от Ванкувера до Владивостока», приобретают особую значимость сегодня при создании союзов и отношений, благодаря которым ЕС мог бы сохранить своё влияние в меняющемся мире, где образуются новые центры власти: Китай, Индия, Бразилия или та же самая Турция. Доводы в пользу укрепления отношений Европы с Турцией отличаются от аргументов в пользу развития отношений с Россией.

Евросоюзу нужна Турция, чтобы увеличить своё уменьшающееся влияние среди прочих крупных мировых игроков, а также стабилизировать ислам на европейском континенте. 

Привлекательный образ Турции как страны, которую нельзя упустить, стал своего рода лейтмотивом международной конференции «Европа смотрит на Восток», проходившей 7-8  октября в Софии под председательством Михаила Горбачёва. Мероприятие было организовано New Policy Forum, возглавляемого бывшим президентом СССР Михаилом Горбачёвым, а также болгарским Фондом «Славяне».

С течением времени Евросоюз будет больше нуждаться в Турции, чем наоборот, заявил бывший премьер-министр этой страны Мезут Йильмаз, добавив, что Брюссель растерял те козыри, которые мог предложить Анкаре в прошлом, а сейчас он не обладает достаточными ресурсами для модернизации Турции. Турция переживает бурный экономический рост благодаря диверсификации своих рынков и расширения торговых связей с Россией, Китаем, Саудовской Аравией и несмотря на сокращение европейских инвестиций, подчеркнул политик.

Согласно прогнозам МВФ, в 2010 году ВВП Турции вырастет на 7,8%, что говорит об уверенном восстановлении после экономического кризиса. Как и другие его соотечественники, Йильмаз отверг формулу «привилегированного партнёрства», выдвинутую канцлером Германии Ангелой Меркель, чтобы затянуть вопрос о вступлении Турции, и обвинил Евросоюз в невыполнении своих обязательств. Будучи ассоциированным членом с 1963 года, Турция подала заявку на вступление в ЕС в 1987 году и с 2005 года начала вести переговоры по этому вопросу.

Предложения, выдвинутые два десятилетия тому назад Горбачёвым, чтобы положить конец холодной войне, такие как архитектура европейской безопасности и «общеевропейского дома от Ванкувера до Владивостока», приобретают особую значимость сегодня при создании союзов и отношений, благодаря которым ЕС мог бы сохранить своё влияние в меняющемся мире, где образуются новые центры власти: Китай, Индия, Бразилия или та же самая Турция. Доводы в пользу укрепления отношений Европы с Турцией отличаются от аргументов в пользу развития отношений с Россией. Когда говорят о России, то во главу угла ставятся вопросы безопасности и поставок сырья, когда же речь заходит о Турции, то упор делается на политику демократизации, проводимую премьер-министром Реджепом Эрдоганом, на его подход к исламу и конструктивную внешнюю политику Анкары, направленную на решение проблем Ирана и Ближнего Востока.

У Турции великолепное руководство, и к тому же эта страна укрепила свой авторитет в арабском мире, когда отказалась предоставить свою территорию США для нападения на Ирак, сказал Хорст Махр (Horst Mahr), директор мюнхенского Центра внешнеполитических исследований, добавив, что к 2015 турецкая экономика будет второй в Европе. ЕС и Турция могли бы стать чем-то большим, чем просто арифметической суммой двух сторон, однако в Европе нет смелых  правительств, готовых проводить протурецкую политику в силу предрассудков или отсутствия необходимого кругозора.

ЕС должен многое выиграть от развития отношений с Турцией, сказал в свою очередь Леонидас Кризантопулос (Leonidas Chrysanthopoulos), генеральный секретарь Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Строительство Окружной черноморской автомобильной дороги, одного из наиболее крупных проектов ОЧЭС, тормозится неурегулированными конфликтами, в частности, ситуацией вокруг Абхазии, занимающей 210 километров черноморского побережья. Российский черноморский курорт Сочи, столица Зимних Олимпийских Игр 2014 года, становится в результате этого концом пути, своего рода тупиком для интеграционного проекта.  Турция могла бы способствовать писку решений в абхазском вопросе благодаря своим историческим связям с этой республикой, которую Грузия считает частью своей территории, а Россия признала в качестве независимого государства.

Французский политик Жорж Фреш (George Frêche) рассматривал Турцию как фактор стабильности исламского мира в Европе, который не позволит Аль-Каиде расширять географию своей деятельности. К доводам в пользу развития отношений с Турцией присоединился Федерико Майор Сарагоса (Federico Mayor Zaragoza), бывший Генеральный директор ЮНЕСКО, считающий, что эту страну как можно скорее нужно принять в состав ЕС. Однако, как считает Фёдор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», в вопросе расширения ЕС Брюссель перешёл от «усталости» к «панике». В Европе существует ксенофобия нового типа, чьи корни уходят не в ультраконсервативные взгляды Жана Мария Ле Пена (Jean Marie Le Pen), а в либеральные идеологии, испытывающие страх перед исламом. Если российский авторитарный режим и имеет какое-то преимущество по сравнению с ЕС в вопросе ксенофобии, так это бóльшую свободу по отношению к общественному мнению, подчеркнул Лукьянов.

Как считает бывший президент СССР Михаил Горбачёв, такие внутренние угрозы Европы как ксенофобия, балканизация и коррупция представляют гораздо более серьёзную опасность, чем внешние. По мнению Горбачёва, Россия переживает трудный этап перехода от тоталитаризма к свободе и демократии. В этом процессе есть остановки, сбои и взрывы, но он идёт. Согласно бывшему президенту СССР, «пора избавиться от страха перед Россией» и объединить усилия с ЕС и США. «Это не означает, что будет создан некий монолит. Речь идёт о том, чтобы выбрать дорогу и двигаться по ней», пояснил он.

С другой стороны, новые российско-украинские отношения, которые стали складываться после избрания в этом году президентом Украины Виктора Януковича, представляют собой ещё один фактор стабильности в Европе, считает Анатолий Орёл, директор киевского Центра международных и сравнительных исследований. В качестве символа этих новых отношений Орёл назвал мост над Керченским проливом (у выхода из Азовского моря), соглашение о строительстве которого было недавно достигнуто между президентами России и Украины, Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем.