Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Короткий фитиль толерантности

© Reutersдевочки платки мусульманки
девочки платки мусульманки
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Критики мультикультурализма сомневаются, что идеал сосуществования культур, которые переплетаются и влияют друг на друга, реален и вообще желателен. По их мнению, от укрепления культурного многообразия национальные государства только проигрывают, ведь это приводит к разрушению культуры принимающей страны.

Вслед за канцлером Германии против мультикультурализма в Европе выступил британский премьер-министр. По словам Дэвида Кэмерона, необходимо более глубокое ощущение национальной идентичности

«Идея государственного мультикультурализма провалилась», - заявил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в ходе конференции по безопасности в Мюнхене. Он призвал европейские страны наконец проснуться.

«Честно говоря, нам нужно намного меньше пассивной терпимости и больше активного «мышечного либерализма», - сказал он.

Предупреждение лидера британских консерваторов, который призвал к укреплению национального самосознания, прозвучало как эхо того, что месяцем раньше заявляла его немецкая коллега, канцлер Ангела Меркель. Ее признание, что концепция мультикультурализма - когда люди разных культур живут бок о бок - полностью провалилась и что иммигранты должны больше стараться интегрироваться, в свете заявлений Камерона похоже на начало конца модели, которой так гордится Запад.

Возникнув как философия, как часть прагматического движения в конце XIX-го века в Европе и Соединенных Штатах, мультикультурализм отчасти был ответом на новую волну европейского империализма в Африке и массовую иммиграцию из южной и восточной Европы в США и Латинскую Америку. Как официальная политика мультикультурализм утвердился на Западе в семидесятых - в Канаде в 1971 году, в Австралии в 1973 году, его быстро подхватили большинство стран-членов Европейского союза.

Между тем западные столицы превратились в мозаику культур, и на первый взгляд, концепция «мульти-культи» идеально им подходила. Тарик Модуд, профессор социологии в университете в Бристоле, говорит, что в начале XXI-го века мультикультурализм как «форма интеграции» нужен как никогда. Политический теоретик Бику Коталал Парек, преподаватель Лондонской школы экономики, считает, что принципы права должны исходить не от одной культуры, а «на основе открытого и равноправного диалога между ними».

На практике, однако, тенденция пошла в противоположном направлении, вызывая жаркие дискуссии в западных столицах и открывая скрытую войну между «коренными» и «приезжими». Критики мультикультурализма сомневаются, что идеал сосуществования культур, которые переплетаются и влияют друг на друга, реален и вообще желателен. По их мнению, от укрепления культурного многообразия национальные государства только проигрывают, ведь это приводит к разрушению культуры принимающей страны.

Австралийский исследователь Фрэнк Солтер, который занимается этническими проблемами, отмечает, что относительно однородные общества больше вкладывают в общественные блага и проявляют больше альтруизма, чем многонациональные. Исследования, проведенные в Америке, Юго-Восточной Азии и Африке, показали, что мультиэтнические общества менее жертвенны и не склонны к сотрудничеству в развитии общественной инфраструктуры.

Однако самая большая проблема мультикультурализма не философская, а политическая. В начале XXI-го века вопрос прав национальных меньшинств уже не стоит, но иммигранты воспринимаются в качестве угрозы. Отчасти общая национальная идентификация укрепляется из-за боязни «других» и ностальгии по прошлому. Но в период экономического кризиса в последние годы страх превратился в гнев, который угрожает реализацией предсказания Хантингтона о «столкновении цивилизаций».

Соединенные Штаты, которые так гордятся своим «плавильным котлом», никогда официально не проводили политику мультикультурализма. Но именно в США в последнее десятилетие существенно возрастает гнев, направленный как против иммигрантов, особенно нелегалов, так и против мусульманской общины, особенно после террористических атак 11 сентября 2001 года. Мусульмане являются предметом горячих обсуждений и в Западной Европе, где их  гораздо больше, чем в США. На переднем плане как опасения за безопасность, так и за неспособность интегрировать их и обеспечить им экономические перспективы.

«Давайте говорить откровенно об этих организациях - исповедуют ли они универсальные права человека - включая права женщин и представителей других конфессий? Верят ли в равенство перед законом? Исповедуют ли демократию? Способствуют ли они интеграции или сепаратизму?» - задался вопросом Кэмерон.

Его слова вызвали бурную реакцию в Мусульманском совете, что лишний раз подтвердило провал мультикультурной концепции. Вопрос последствий «короткого фитиля» толерантности в «смешанных» обществах остается открытым.