Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Европейский комиссар по юстиции поддержала Австрию в споре по поводу бывшего генерала КГБ

© коллаж ИноСМИЛитва выдала международный ордер На арест Михаила Головатова
Литва выдала международный ордер На арест Михаила Головатова
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Австрия не была юридически обязана выдать Литве бывшего генерала КГБ Михаила Головатова, так как преступления, в которых он обвиняется, были совершены за одиннадцать лет до вступления в силу европейского ордера на его арест, заявила европейский комиссар по юстиции Вивиан Рединг (Viviane Reding).

Австрия не была юридически обязана выдать Литве бывшего генерала КГБ Михаила Головатова, так как преступления, в которых он обвиняется, были совершены за одиннадцать лет до вступления в силу европейского ордера на его арест, заявила европейский комиссар по юстиции Вивиан Рединг (Viviane Reding).

Головатов вышел на свободу в прошлую пятницу, меньше чем через сутки после ареста. Его освобождение спровоцировало дипломатический конфликт между Литвой и Австрией. Вильнюс обвинил Вену в нарушении европейских и национальных законов, а также в отсутствии солидарности с собратьями по Евросоюзу.

Литовская прокуратура выдала европейский ордер на арест Головатова, стремясь привлечь его к суду по обвинению в том, что в 1991 году он как генерал КГБ отдал приказ о штурме студии литовского государственного телевидения. Тогда в добивавшейся независимости прибалтийской республике погибли 14 человек и еще сотни были ранены. Головатов сейчас находится в России, которая не выдает своих граждан в Евросоюз.

«С юридической точки зрения Австрия была не обязана руководствоваться европейским ордером на арест», - заявила Рединг на пресс-конференции в польском городе Сопот после неофициальной встречи министров юстиции, ставшей ареной литовско-австрийского спора.

По словам комиссара, европейский закон обязывает страну, получившую ордер на арест от другой страны Евросоюза, исполнять его только в том случае, если преступления были совершены после 2002 года.

При этом она признала, что помимо юридической стороны дела, существует и политическая.

«Сотрудничать с партнерами – долг каждого члена Евросоюза. Австрия и Литва решили совместно создать рабочую группу, так что, без всякого сомнения, в будущем у них с сотрудничеством будет все в порядке», - заметила она.

Ранее в тот же день министры иностранных дел Литвы, Латвии и Эстонии направили Рединг совместную жалобу на поведение Австрии.

«Мы подчеркиваем, что европейские ордеры на арест служат инструментом для укрепления взаимного доверия в рамках ЕС и их следует применять на практике для ареста и выдачи подозреваемых, особенно тех, кто причастен к военным преступлениям и преступлениям против человечности», - говорится в письме министров.

В понедельник министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис (Audronius Azubalis) заявил нашему сайту, что освобождение Головатова сравнимо с невыдачей генерала Ратко Младича, командовавшего войсками боснийских сербов, Международному уголовному суду. «Неужели такое вообще могло бы быть возможно?» - спросил.

Депутат Европейского парламента от правоцентристов Витаутас Ландсбергис (Vytautas Landsbergis), бывший одним из лидеров движения за независимость Литвы, считает, что Австрия проявила «подобострастие по отношению к России и отсутствие чувства собственного достоинства».

Однако австрийский министр иностранных дел Михаэль Шпинделеггер (Michael Spindelegger) возразил на это, заявив: «Ни один российский политик и ни один российский дипломат со мной в связи с этим делом не контактировал».

В понедельник Шпинделеггер заявил журналистам, что он понимает «старые травмы» Литвы, но в «государстве, основанном на законности, политические соображения не могут быть важнее юридических». Сославшись на отсутствие подтверждающих вину доказательств, он подчеркнул, что австрийская прокуратура не могла не освободить Головатова.

Заместитель Шпинделеггера Йоханнес Кирле (Johannes Kyrle) также заметил, что подозреваемый в последние месяцы, несмотря на ордер, посещал Скандинавию и Южную Европу.